Порядок заключения концессионного соглашения

Статья 36. Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения
Федеральный закон “О концессионных соглашениях”, редакция Ноябрь 2020Глава 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯСтатья 36. Порядок заключения концессионного соглашения

1.

Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса. В случае, если до установленного конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае проектом концессионного соглашения дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, к условиям концессионного соглашения не относятся включенные в конкурсную документацию в соответствии с пунктами 4 – 7, 9 – 11 части 1.2 статьи 23 настоящего Федерального закона цены, величины, значения, параметры.

1.1.

После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения.

1.2. Предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона положения о проведении переговоров и об изменении условий концессионного соглашения не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2.

В случае отказа или уклонения победителя конкурса от подписания в установленный срок концессионного соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя условия соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионного соглашения, внесенный им задаток не возвращается. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения участник конкурса, которому в соответствии с настоящей частью концедент предложил заключить концессионное соглашение, не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким участником конкурса и об объявлении конкурса несостоявшимся.

3.

В случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 6 статьи 29 настоящего Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе, концедент направляет такому заявителю проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. В случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя его условия, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. В этих случаях концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому заявителю или такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения такой заявитель или такой участник конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким заявителем или таким участником конкурса.

3.

1. В случае если после направления концедентом победителю конкурса, иному участнику конкурса в соответствии с частью 2 настоящей статьи либо заявителю, участнику конкурса при заключении концессионного соглашения в соответствии с частью 6 статьи 29 или частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона соответственно документов, предусмотренных частями 1 – 3 настоящей статьи, установлено, что в отношении такого лица принято решение о его ликвидации или о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо арбитражным судом принято решение о признании такого лица банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении его, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким лицом и в пятидневный срок со дня принятия этого решения направляет его такому лицу. В тридцатидневный срок со дня получения таким лицом этого решения оно может быть оспорено таким лицом в судебном порядке.

3.

2. В случае принятия в отношении победителя конкурса решения об отказе в заключении с ним концессионного соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса.

4. Концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или иными указанными в частях 2, 3 и 3.2 настоящей статьи лицами при условии представления ими документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению. Концессионное соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Источник: https://lugasoft.ru/zakon/o-koncessionnyh-soglasheniyah/statya-36

Публичное право и экономика

Порядок заключения концессионного соглашения

Заключение концессионного соглашения происходит по итогам конкурса. Конкурсные предложения оцениваются с использованием критериев конкурса.

Немаловажно, что перечень возможных критериев установлен законом и является исчерпывающим. Само проведение конкурса не отличается от сходных процедур в других сферах (государственные закупки, продажа государственного имущества).

Важно, что вся информация о конкурсе размещается на официальном сайте концедента.

Более того, Правительством Российской Федерации определяется официальный сайт в сети Интернет, на котором размещается информация о проведении всех открытых конкурсов. Эта мера аналогична сосредоточению информации обо всех государственных закупках на одном сайте.

Пока и этого не сделано, а в литературе уже предлагается усилить информационную прозрачность процедур, публикуя также все заявки участников конкурса1 См.: Некрасов Д. Пути совершенствования Закона о концессионных соглашениях // Хозяйство и право. 2009. № 4. С. 79..

Более подробно порядок заключения концессионных соглашений регламентируется на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

В качестве примера можно привести Решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 15 февраля 2007 г. № 579-58 «Об утверждении Положения о заключении концессионных соглашений в отношении муниципального имущества г. Улан-Удэ»2 Правда Бурятии. 2007. № 7.

, которым определяется порядок подготовки соглашения и взаимодействия в этих целях структурных подразделений администрации. Аналогично решение Екатеринбургской городской думы от 22 апреля 2008 г. № 30/58 «Об утверждении Положения «О концессионных соглашениях, объектом которых является недвижимое имущество муниципального образования «город Екатеринбург».

Любопытно, что с помощью использования диспозитивных норм закона на городском уровне «ужесточаются» условия будущих соглашений. Так, в решении Городской думы г. Ростова-на-Дону от 28 августа 2007 г.

№ 294 «О принятии Положения «О концессионных соглашениях в отношении муниципального имущества города Ростова-на-Дону» концессионным соглашением на концессионера возлагается обязанность застраховать объект концессионного соглашения за свой счет.

Вообще, в большинстве стран Европейского Союза процедуры заключения концессионных договоров, как правило, регулируются законодательством, посвященным заключению государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, проведение работ и оказание услуг3См.

: Русинова А. Порядок и принципы выбора концессионера: европейский опыт и российский закон // Транспортное право. 2007. № 2.. При этом национальные законодательства стран — участниц Евросоюза базируются на Директиве от 31 марта 2004 г.

2004/18/ЕС «О координации процесса выдачи публичных строительных подрядов, поставок для общественных нужд, подрядов на оказание публичных услуг» и Директиве от 31 марта 2004 г.

2004/17/ЕС «О координировании выдачи подрядов заказчиком в сферах водо-, энерго- и транспортного снабжения, а также почтовой службы».

Правила, установленные данными директивами, применимы к процедуре размещения государственных контрактов, в том числе и концессионных соглашений, только тогда, когда эти контракты отвечают следующим критериям:

  • контракт должен достигать определенной «пороговой» стоимости (в зависимости от сферы, в которой заключается контракт, его стоимость должна составлять от 200 тыс. евро до 5 млн.. евро);
  • концедентами выступают так называемые публичные заказчики, т.е. государство, муниципалитет, а также корпорации или учреждения публичного права, «функциональные заказчики», т.е. юридические лица, созданные для выполнения в общественных интересах деятельности некоммерческого характера, финансируемые или управляемые публичными образованиями, а также так называемые секторные заказчики и компании, занятые в сфере водо-, энергоснабжения, общественного транспорта или телекоммуникаций.

При этом в отборе концессионера конкурируют между собой проекты, разрабатываемые каждым участником в отдельности. Согласно российскому закону все технические параметры будущего концессионного проекта концедент определяет самостоятельно и описывает их в конкурсной документации.

Для проведения конкурса по выбору концессионера создается конкурсная комиссия, которая вправе привлекать к своей работе независимых экспертов.

При этом закон не предусматривает действенных мер по исключению связи этих независимых экспертов с участниками конкурса.

Вялая формулировка «в случае выявления в составе конкурсной комиссии независимых экспертов таких лиц концедент заменяет их иными лицами» не даст ответа на вопрос о влиянии выявления аффилированных лиц на действительность итогов проведенного конкурса.

Статья 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» гласит, что конкурс может и не проводиться в «предусмотренных федеральным законом случаях». Такая необязательность конкурсной процедуры способна привести к принятию законов о целевых концессиях с заранее определенным концессионером или на более льготных условиях.

Вообще, законодательство некоторых стран предусматривает в ряде случаев вместо конкурса прямые переговоры, но они не должны создавать неоправданные, дискриминационные барьеры для конкуренции, а должны оставлять возможность для обжалования заинтересованными лицами решения публичного заказчика о проведении вместо конкурса переговоров.

Действительно, прямые переговоры сопряжены с высоким риском различных злоупотреблений и коррупции, так как очень трудно обеспечить прозрачность и объективность переговорного процесса, поэтому их неприменение в России оправданно.

Хотя тенденция к отходу от наиболее жестких административно-договорных условий концессии, к усилению в концессионном договоре частноправового начала все заметнее в странах классического концессионного права.

А иногда проведение конкурсных процедур не является предпочтительным методом заключения концессионного соглашения, так как в определенных ситуациях издержки соблюдения конкурсных процедур могут существенно превышать потенциальные прибыли от реализации проекта4См.

: Приходько Д.Г. Концессия как форма привлечения инвестиций в российскую экономику // Банковское право. 2005. № 3..

Споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации. Поскольку Федеральный закон от 24 июля 2002 г.

№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не распространяется на международный коммерческий арбитраж, остается неясным вопрос о возможности обращения к нему.

Иными словами, можно ли включать в концессионное соглашение с участием иностранных лиц арбитражную оговорку?

Кроме того, концессионное соглашение, балансируя на границе публичного и частного права, рискует породить трудноразрешимые судебные споры, в которых нелегко будет найти применимое право.

Нарушения со стороны концедента трудно «поймать» при помощи ст. 174 ГК РФ, а концессионера нельзя заставить оказывать услуги себе в убыток.

Без осознания того, что концедент — публичный субъект, а концессионер — частный, невозможно выработать общие знаменатели их деятельности.

К сожалению, закон не избежал и коллизионных ситуаций. В литературе уже высказывались опасения по поводу действия ст. 11 «Предоставление концессионеру и использование им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр»5См.: Рачков И.В., Сорокина А.А. Новое в правовом регулировании концессий в транспортном секторе. С. 73..

В частности, ВАС РФ признал необходимым проведение конкурса на предоставление земельного участка после конкурсного же определения претендента на заключение инвестиционного соглашения (принцип двух конкурсов)6См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. № 16916/05 по делу о реконструкции здания гостиницы «Россия» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12..

При этом суд всего лишь применил ст. 30 Земельного кодекса РФ в Российской Федерации [согласно этой статье участки предоставляются в собственность (п. 2) или в аренду (пп. 3 п.

4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов); причем по общему правилу проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка].

Во избежание подобных споров с концессионерами было бы разумным внести изменения в Земельный кодекс РФ, как это сделано в отношении внеконкурсного предоставления земли по договору о развитии застроенной территории.

Ведь пока действует правило «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу», ст.

11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» будет коллизировать с Земельным кодексом РФ.

А для устранения коллизий, как известно, необходим системный подход. Его попытка предпринята — внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Теперь для концессионера должно быть дополнительным формальным поощрением и гарантией то, что концессионные соглашения регистрируются как обременения наряду с другими вещными правами (ипотека, сервитут, аренда). Также модифицированы Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29 июля 1998 г.

№ 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1. Правда, изменения в последнем законе вызывают недоумение, поскольку «установление рыночной стоимости государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, не является обязательным».

Думается, что любая операция с публичной собственностью нуждается в учете, в том числе и по стоимости, это закон управления. Тем более что стоимость работ по оценке всегда можно переложить на концессионера.

Возвращаясь к вопросу о природе концессионного соглашения, повторим, что закон оценивает его как смешанный.

В этой связи исследователи предвидят большие сложности, которые будут возникать в правоприменительной практике, когда при рассмотрении споров начнется «нестыковка» норм анализируемого закона и элементов гражданско-правовых договоров, к которым отсылает законодатель.

Тупиковая ситуация может возникнуть уже тогда, когда возникнет спор о применимости того или иного гражданско-правового договора, в котором нет каких-либо черт, сходных с признаками концессионного соглашения7См.: Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Генов В.В. Концессионное соглашение — правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон.

2007. № 2.. Пока что российский договор концессии оценивается как содержащий в себе черты подряда и аренды, договора об оказании услуг.

Немало появилось публикаций, посвященных разграничению договоров аренды и концессии; так, отмечается, что одной из дополнительных гарантий прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения. Договор же аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий в договор8См.: Левицкая Е.А. Аренда и концессия как формы публично-частного партнерства в управлении коммунальным имуществом муниципальных образований // Юрист. 2007. № 9..

Между тем исследование концессионного соглашения с позиции его целостности позволяет обнаружить такие его сущностные черты и свойства, которыми не обладает ни один договорный институт сферы гражданско-правового регулирования.

Только концессионный договор имеет своей сущностной целью привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры.

Ни аренда, ни строительный подряд, ни другие гражданско-правовые договоры реализовывать такую цель не могут и не должны.

Публично-правовой подход подчеркивает рассмотрение концессии как альтернативы приватизации, но без отчуждения в частные руки [иногда ГЧП рассматривают в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации (semi-privatization)]. Партнерство власти и бизнеса в инфраструктурных отраслях в последние годы рассматривается как базовый компромисс между двумя прямо противоположными подходами к судьбе недвижимого имущества — сохранением публичной собственности и системы управления инфраструктурными объектами и их полной приватизацией. Суть компромисса — в сохранении публичной собственности на эти объекты и в то же время привлечении к созданию, модернизации и управлению ими частного бизнеса на основе договоров.

Однако в целом в законе о концессионных соглашениях преобладает цивилистическая концепция, игнорирующая административно-правовые начала в концессионных договорах.

Это общая черта всех новых законов о концессиях в бывших советских республиках, где концессионное соглашение не увязано с такими традиционными для него понятиями, как публичная служба, административный договор, административная юстиция, концессия как изъятие из общего права.

В законе нет прямого ответа на вопрос, вправе ли государство расторгнуть концессионный договор в публичных интересах, если это не урегулировано на законодательном уровне (в том числе путем осуществления национализации или реквизиции).

Цивилистическая составляющая новой концессионной модели усиливается и за счет исключительно гражданско-процессуального порядка рассмотрения споров сторон.

Все это приводит и к радикальным предложениям о расширении предмета гражданского законодательства с включением в него регулятивных начал со стороны государства, что «разрешит не только проблему применительно к концессионному соглашению, но ко всей сфере предпринимательства, где, очевидно, присутствуют регулятивные начала».

Источник: https://isfic.info/talap/publis32.htm

20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Порядок заключения концессионного соглашения

Процесс подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения можно условно разбить на 20 шагов:

1)     Проверка полномочий, и при необходимости – принятие представительным органом МО решения о внесении в устав муниципального образования положения о наделении местной администрации полномочиями концедента ;

2)     NEW*! Привлечение уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ для участия в проекте (разработка и согласование проекта конкурсной документации и концессионного соглашения), так как Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной КС, заключаемого в сфере ЖКХ;

3)     NEW! Инвентаризация и анализ кредиторской  задолженности эксплуатирующей организации (унитарного предприятия или учреждения) для включения в концессионную плату(нужно для того, чтобы кредиторы потом не оспорили конкурс, но на самом деле нет (пока));

Примечание: Есть смысл заключить соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект. Но поскольку есть пробелы в регулировании (невозможность оплаты долгов МУПа-банкрота без признания судом «субсидиарной ответственности»), интересы кредиторов все-таки защищены недостаточно, поэтому риски оспаривания конкурсов сохраняются.

 4)     Проведение технического обследования будущего Объекта КС;

Примечание: Акт обследования нужен для определения:

а)     уровня фактического (технического) износа объектов (соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, или отношение фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы);

б)     актуального технического состояния объекта на дату обследования;

в)     предельных сроков проведения ремонта или реконструкции объектов;

г)      технико-экономических характеристик имущества в составе будущего объекта соглашения.

5)     Разработка (актуализация) и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения или схемы теплоснабжения по результатам  технического обследования будущего Объекта КС;

6)     Составление перечня не исполненных технических условий (ТУ) и договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Те ТУ, по которым деньги уже перечислены, должна исполнить действующая эксплуатирующая организация, те обязательства, по которым деньги не перечислены, могут быть учтены в КС и переданы Концессионеру путем замены стороны в договорах на подключение;

7)     Подготовка Финансовой модели проекта с учетом особенностей тарифного регулирования;

8)     На основе Финансовой модели проекта – принятие решения об установлении платы концедента, либо софинансирования Концедентом расходов на создание (реконструкцию) /эксплуатацию объекта КС;

9)     Формирование Задания концедента , которое формируется на основании утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Задание включается в состав КД, а также КС. На основоании задания участники конкурса потом готовят Перечень мероприятий (включается в КС);

10)  Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности Концессионера;

11)  Формирование Объекта КС: Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности Концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества (касается и ОКС и «Иного имущества»);

12)  NEW! Мероприятия в отношении незарегистрированного недвижимого имущества (ННИ) (на которое пока право собственности Концедента не зарегистрировано в ГКН): подготовка перечня имущества и копий документов, подтверждающих возникновение права Концедента, публикация в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/);

Важно! Перечень ННИ должен быть опубликован за 3 месяца до принятия Решения о проведении конкурса.  

13)  Составление перечня земельных участков, вовлекаемых в процесс реализации проекта и подлежащих передаче Концессионеру, мероприятия по формированию таких земельных участков в случае необходимости;

14)  Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги, то есть выше предельного индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации (если требуется по результатам финансового моделирования);

15)  Согласование уполномоченным органом Субъекта РФ в сфере тарифного регулирования параметров тарифного регулирования и предельных значений критериев конкурса, а также предоставление цен и величин, необходимых для расчета ДВВ участников конкурса;

16) До 1 февраля соответствующего года Концедент должен утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и опубликовать его на сайте torgi.gov.ru. Соответствующий Объект КС в сфере ЖКХ должен быть внесен в этот перечень (ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

17)  Подготовка проекта Решения о заключении КС, Сообщения о проведении Конкурса, иКонкурсной документации вместе с проектом Концессионного соглашения;

Примечание: сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ст. 42, 45 и 46 ФЗ-115 устанавливают специальные требования Решения о заключении КС, Конкурсной документации и Концессионного соглашения.

В частности применяются специальные критерии конкурса:

а) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения;
б) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым
относятся:
– базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
– показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного
капитала;
– нормативный уровень прибыли;
в) а также иные критерии в соответствии со ст. 47 закона о концессионных соглашениях.

18) Решением уполномоченного органа утверждается Конкурсная документация (включая проект концессионного соглашения) и определяется состав конкурсной комиссии (не менее 5 человек)

Примечание: Может потребоваться принятие отдельного решения Совета депутатов муниципального образования о согласовании Решения о проведении конкурса или о передаче имущества по концессионному соглашению, или же согласование существенных условий концессионного соглашения (зависит от устава муниципального образования);

19)  Регистрация организатора конкурса на сайте torgi.gov.ru;

20)  Публикация на сайте torgi.gov.ru Сообщения о проведении Конкурса и Конкурсной документации включая:

а)     Проект концессионного соглашения

б)     Отчеты о техническом обследовании имущества в составе объекта КС;

в)     Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода действующего оператора;

г)      Размещаемые на официальном сайте копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных Регулятору, за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого по концессионному соглашению имущества.

*NEW! означает, что данный шаг связан с внесением изменений в Закон о концессионных соглашениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года

Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/20-shagov-dlia-podgotovki-konkursa-na-zakliuchenie-koncessionnogo-soglasheniia-v-sfere-jkh-5a7d81d28139ba29ed8d2d32

Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения в силу своей специфики имеет ряд своих особенностей, которые отличают его от порядка заключения других гражданско-правовых договоров. Так, концессионное соглашение может быть заключено двумя способами: с проведением конкурса и без его проведения.

Порядок заключения концессионного соглашения включает в себя несколько этапов. Прежде всего, концедент обязан направить в срок, составляющий 5 рабочих дней, начиная с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса, лицу, который выиграл конкурс, экземпляр указанного протокола и проект соглашения. При этом проект с концессионного соглашения должен включать следующие условия:

  • условия, которые установлены решением о заключении концессионного соглашения;
  • условия соглашения, определенные документацией конкурса;
  • условия, которые включены лицом, выигравшим конкурс, в предложение;
  • прочие условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, который определяется конкурсной документацией и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса.

Если лицо, которое победило в конкурсе не предоставляет концеденту необходимые для заключения соглашения документы, а также документы, которые подтверждают обеспечение исполнения обязательств по соглашению, до определенной конкурсной документацией даты подписания соглашения о концессии, то концедент отказывает в заключении такого соглашения с указанным лицом.

После даты подписания протокола об итогах проведения конкурса, уполномоченный орган, ведет переговоры в виде совместных совещаний с лицом, которое победило в конкурсе, или с другим лицом, относительно которого решено заключить концессионное соглашение для того, чтобы обсудить условия соглашения и их возможное изменение по итогам переговоров.

После проведения переговоров нельзя изменять условия сделки, если такие условия представляют собой критерии, по которым проводился конкурс, и содержание таких условий устанавливалось исходя из конкурсного предложения лица, победившего конкурс и являющегося претендентом на заключение соглашения о концессии.

Документацией конкурса определяется порядок и срок ведения переговоров, включая условия соглашения о концессии, не подлежащие изменению при ведении переговоров, и условия, подлежащие изменению с учетом установленного документацией конкурса порядка.

В случае отказа или уклонения лица, победившего в конкурсе, от заключения в предусмотренный срок соглашения о концессии, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии участнику конкурса, конкурсное предложение которого по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений состоит из лучших условий, следующих после условий, которые предложил победитель конкурса.

Такому участнику конкурса концедент отправляет проект концессионного соглашения, который включает в себя условия соглашения, установленные решением заключения соглашения, документацией конкурса и заявленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные необходимые условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, предусмотренный документацией конкурса, и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса. Срок исчисляется со дня отправления такому участнику конкурса проекта соглашения о концессии.

Если лицо, победившее в конкурсе, не подписывает в срок соглашение о концессии, то ему не возвращается задаток, который он внес в качестве средства обеспечения исполнения обязательства по соглашению.

В случае, если участник конкурса, которому было предложено заключить концессионное соглашение, до предусмотренного срока подписания соглашения не предъявил концеденту документы, установленные документацией конкурса и удостоверяющие обеспечение исполнения обязательств по соглашению о концессии, концедент отказывает в заключении соглашения с таким участником конкурса и объявляет конкурс несостоявшимся.

Если заявку на участие в конкурсе подало лишь одно лицо, или если конкурсная комиссия признала только одно конкурсное предложение в качестве соответствующего критериям конкурса, то порядок заключения концессионного соглашения будет аналогичным порядку заключения такого соглашения с победителем конкурса.

Если после отправления концедентом лицу, которое выиграло конкурс, другому участнику конкурса, или заявителю всех необходимых документов установлено, что такое лицо находится в состоянии ликвидации, или прекращает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или такое лицо признано судом банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство, концедент отказывается от заключения соглашения о концессии с таким лицом, и в срок равный 5 дней с момента принятия такого решения оповещает о нем такое лицо. В срок, равный 30 дней с момента получения таким лицом решения об отказе заключить договор, указанное лицо может оспорить это решение в судебном порядке.

Если лицу, выигравшему конкурс, отказано в заключении с ним концессионного соглашения, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения участнику конкурса, чье конкурсное предложение по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений включает в себя лучшие условия, следующие после условий, которые предложил победитель конкурса.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Закон предусматривает несколько случаев, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

  1. Объявление конкурса несостоявшимся по причине представления только одной заявки на участие. В таком случае концедент имеет право рассмотреть единственную заявку, которая была представлена по итогам конкурса. Однако, если заявитель и его заявка отвечают определенным документацией конкурса требованиям, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии. По итогам рассмотрения представленного предложения концедент может принять решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.
  2. Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, которое владеет имуществом, выступающим в качестве объекта соглашения о концессии и необходимым для совершения действий, предусмотренных таким соглашением, если права владения и пользования у указанного лица возникли в силу договора аренды. При этом объектом, в отношении которого заключается концессионное соглашение, обязательно должно быть имущество, переданное арендатору по договору аренды, созданное или реконструированное арендатором по такой сделке, и которое по закону может выступать объектом концессионного соглашения.
  3. Объектом соглашения о концессии признаются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, имеющим такие объекты на праве владения и пользования, которые возникли у него в силу нескольких договоров аренды.
  4. Заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы. Концессионное соглашение может быть заключено без конкурса с лицом, которое выступило с частной инициативой заключить такое соглашение, при условии, что заявки от других лиц на заключение такой сделки в течение установленного срока не поступили. Такое предложение потенциального концессионера должно содержать все существенные условия соглашения. В таком случае соглашение заключается без конкурса, если в срок, равный 45 дней со дня опубликования предложения о заключении концессионного соглашения, не поступило заявок о желании принять участие в конкурсе на заключение соглашения о концессии согласно условиям, указанным в предложении о заключении такого соглашения, от других лиц, отвечающих соответствующим требованиям, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с частной инициативой касательно заключения такого соглашения, без проведения конкурса. Решение о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы принимается в срок, равный 30 календарных дней. После этого уполномоченный орган отправляет концессионеру проект соглашения в срок равный 5 рабочих дней и определяет срок для подписания такого соглашения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/poryadok-zaklyucheniya-koncessionnogo-soglasheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.