Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Право обращения граждан в органы государственной власти

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа.

Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения.

Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Источник: https://myjus.ru/konstitucionnoe-pravo/obrashhenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан: общаемся с чиновниками

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

К любому общению важно подходить грамотно, и действовать четко, особенно если речь идет о письменном взаимодействии с учреждениями, организациями и органами власти.

Законодательством прямо предусмотрен порядок решения вопросов граждан путем их личного обращения, либо уполномоченного представителя. Об этом гласит Федеральный закон №59 о рассмотрении письменных, устных и электронных обращений, зафиксированных и полученных в установленном порядке.

Помимо регламентации порядка рассмотрения и предоставления ответов, законодателем продуманы, и меры привлечения к ответственности за нарушения сроков и правил подготовки документации.

Установленные сроки и порядок рассмотрения обращений

Моментом поступления жалобы, обращения или заявления считается дата (в некоторых случаях время), проставленная канцелярией органа власти, учреждения или предприятия, в которое направлен документ.

Основываясь на действие статьи 12 Федерального закона №59, максимально допустимый срок, в течение которого заявителю направляется или выдается нарочно полный и исчерпывающий ответ, составляет 30 календарных дней (включая выходные, праздничные и нерабочие дни).

Исключения в данной норме существуют. Однако они применяются относительно редко и должны носить аргументированный характер. Среди основных выделяют:

  • Рассмотрение не возможно в установленный срок по причине рассмотрения ряда аналогичных обращений и принятия по ним общего решения;
  • Жалоба подана с нарушениями и требуется предоставление дополнительных документов;
  • Для ответа на обращение требуется решение (собрание) коллегиального органа.

Перечень не является закрытым или ограниченным, то есть любая ситуация, осложненная сбором иных доказательств, обращением в другие инстанции требует больших усилий и дополнительного времени.

Государственные органы

Государственные учреждения в полной мере работают в соответствии с установленными законом правилами. И именно за их порядком работы особо наблюдают контролирующие органы, проверяя полноту, достоверность и порядок предоставления сведений по обращениям.

Любые отклонения от правил могут расцениваться как административное правонарушение, которое в дальнейшем повлечет соответствующее наказанию лицу, признанному виновным.

Заявления граждан в суд

Распространение действия Федерального закона №59 никак не касается судебных органов, поскольку они в своей деятельности руководствуются нормами гражданско-процессуального законодательства.

Так, для рассмотрения исков по гражданским вопроса отводится не более двух месяцев. Исключение составляет продление сроков в связи с проведением экспертизы и прочих мероприятий, направленных на получение тех или иных доказательств.

Административные дела по некоторым категориям рассматриваются в пределах одного месяца, а некоторые в течение одних суток. В связи с этим нормы процессуального законодательства имеют наиболее серьезные различные, чем просто периоды рассмотрения. Сюда же включается порядок исследования доказательств, привлечения физических и юридических лиц.

Обращение по факту выдаче решений из архива или других оригиналов из материала дела занимает до пяти рабочих дней с момента визы председателя суда.

Устное обращение в организации

Как говориться в тексте закона, рассмотрению подлежат не только письменные обращения, но и устные. Однако порядок их разрешения несколько отличается.

Так, например, существуют приемные часы, во время которых руководители структур или их представителя в день обращения выслушивают заявителя и предлагают им определенный порядок действий, который будет менее длительный и максимально действенный.

Подобные обращения остаются в рамках одного кабинета, однако в исключительных случаях (особенно в государственных структурах и органах местного самоуправления) по окончании переговоров составляется акт, в котором отмечаются проблемные вопросы и предложенные варианты их решения.

Письменные заявления

В некоторых случаях письменные обращения могут рассматриваться менее чем в месячный срок. Законом выделены следующие ситуации:

  • Жалоба на решение органа миграционного контроля подлежит рассмотрению в срок до 20 дней;
  • Жалоба на действия правоохранительных органов должна быть принята к рассмотрению не позднее пяти дней с момента подачи и регистрации в канцелярии.

То есть закон действует как в большую, так и в меньшую сторону, что касается сроков. При этом наказание остается суровым в любом случае.

Регистрация обращений и порядок передачи

Процедура регистрации обращений и заявлений происходит в канцелярии или приемной, в зависимости от схемы управления учреждения. На титульном листе или первой странице заявления ставится штамп о получении, дата регистрации согласно журналу учета и порядковый номер.

Существует множество видов составления регистрационных номеров:

  • Порядковый номер – 1,2,3 и так далее;
  • Присвоение номера и первой фамилии заявителя – В-1, Б-2, Г-4 и далее по порядку;
  • Номер обращения и тематика – А-1/предоставление жилья, В-2/кадровый отдел и тому подобное.

Перечень открытый и подготавливается с учетом работы каждого конкретного учреждения или предприятия.

Законодательство

На сегодняшний день все государственные структуры работают на основании Федерального закона о рассмотрении обращений граждан. Другие законы применяются либо в случае с узкоспециализированной проблемой, либо на основании действия судебных или следственных органов.

Сроки для ответа на обращения граждан

Датой, которой будет зафиксировано предоставление ответа, считается исходящий номер, который зафиксирован в специальном журнале. При этом заявителю может быть предложено направление письма в трех вариантах:

  • Нарочно, с передачей лично в руки с отметкой о получении;
  • Почтовым заказным отправлением с простым уведомлением;
  • Электронным отправлением (с отметкой о доставке).

В зависимости от места нахождения подателя жалобы, будет выбран наиболее удобный вариант ответа.

Продление срока рассмотрения

Если решение вопроса требует дополнительного «расследования» или поиска необходимых документов, срок рассмотрения может быть продлен до 60 суток. При этом помимо простого уведомления, заявителю должны обосновать причину увеличения времени для решения спорного вопроса.

Жалоба на нарушение сроков

При возникновении следующих ситуаций:

  • Когда заявитель не доволен полученным итоговым документом;
  • Срок для направления сопроводительного ответного письма превышен максимально допустимый,

последний может обратиться с жалобой на бездействия сотрудников учреждения или государственных органов. Надзорной организацией при этом будет являться городская или районная прокуратура. Достаточно предъявить непосредственно саму жалобу, копию письма с отметкой о получении и ответ (при наличии).

Не стоит направлять обращения необдуманно. Следите за ними, обязательно нужно отслеживать этапы решения свои проблемы, как заявителя. В противном случае недобросовестные организации или их отдельные представители смогут нарушить закон и при этом остаться ненаказанными.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/sroki-i-poryadok-rassmotreniya-obrashhenij

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

На тему: «Административный порядок рассмотрения обращения граждан»

План.

Введение………………………………………………………….…….…..2

Основная часть:

1) Понятие и виды обращения граждан ………………………………….3

2) Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан……….5

3) Сроки рассмотрения письменного обращения ……………………….8

Заключение……………………………………………..………………….9

Список использованной литературы…………………….…………….10

Введение

В отличие от советских конституций на первое место в нынешней Конституции выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные.

Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод.

Статьями 33 и 46 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях.

Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

1. Понятие и виды обращения граждан.

Статья 4.

Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” дает понятие обращение гражданина (далее – обращение) как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные в данном Законе:

1. предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2. заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3. жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Статья 2 Закона закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе или у должностного лица.

Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Коллективное обращение – обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем ания или сбора подписей участников митинга или собрания. Основным документом, определяющим правовую основу обращения граждан является Конституция РФ.

Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.
Федеральный закон от 02.05.2006 г.

№ 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в п.2 ст.3 предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами.

Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления. Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения:

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Работа с обращениями граждан рассматривается в законодательстве как одно из направлений реализации государственным органом своей компетенции, а потому осуществляется бесплатно. В отличие от порядка, установленного Законом, обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, оплачивается государственной пошлиной.

Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом. Заявления или жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Принцип подведомственности, установленный ч. 1 ст.

8 Закона, определяет, что направленное гражданином обращение должно рассматриваться тем органом или должностным лицом, в чью компетенцию входит разрешение по существу вопросов, поставленных в обращении. При этом прямой обязанности граждан знать о компетенции того или иного государственного либо муниципального органа, а также должностного лица в Законе не установлено.

Таким образом, при направлении обращений граждане вправе самостоятельно определять орган, в который они обращаются.

Важной гарантией является установление положения о том, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением указанных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

В отдельных случаях ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.

Устные обращения граждан регистрируются по их поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Письменные обращения граждан также регистрируются по их поступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Результаты рассмотренных письменных обращений граждан также доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом не устанавливается каких-либо требований ни к форме, ни письменного ответа, единственное требование – это дача ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s25490t8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть