Порядок обжалования по 223 фз

Требования и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц

Порядок обжалования по 223 фз

223 ФЗ рассматривается в порядке ст.18.1 135 ФЗ

1. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее – жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.

2. Срок обжалования:

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения

3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит указанные выше сведения;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.

Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.

2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Источник: https://fas.gov.ru/pages/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-otdelnyimi-vidami-yuridicheskix-licz.html

Обжалование действий (бездействия) заказчиков в антимонопольном органе в рамках Закона № 223-ФЗ

Порядок обжалования по 223 фз

С разрешения Института госзакупок публикую текст моего доклада, подготовленного к последней конференции по 223-ФЗ. Надеюсь, кому-нибудь поможет восстановить справедливость :)***

В конце прошлого года в Федеральный закон от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) были внесены поправки1, касающиеся обжалования действий (бездействия) заказчиков.

Эти поправки должны наконец поставить точку в дискуссии Верховного суда РФ и ФАС России о том, кто и при каких условиях имеет право оспаривать в административном порядке те или иные действия (бездействие) заказчиков.

Для понимания цели и смысла упомянутых поправок прежде всего необходимо выяснить что предшествовало их появлению в Законе № 223-ФЗ. Это позволит дать историческое толкование интересующим нас новеллам.

1. Предыстория

Первоначальная редакция Закона № 223-ФЗ в части 10 статьи 3 устанавливала, что «участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган… действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на сайте www.zakupki.gov.ru положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного на сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее — Закон № 94-ФЗ)».

Затем в 20132 и в 20153 годах указанная норма была несколько изменена.

Во-первых, ссылка на сайт www.zakupki.gov.ru была заменена ссылкой на единую информационную систему (далее — ЕИС), а ссылка на Закон № 94-ФЗ — на Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Во-вторых, право на обжалование появилось еще и у корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также у органов исполнительной власти субъектов РФ.

Наконец, в-третьих, было добавлено новое основание для обжалования, а именно неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

На первый взгляд кажется, что все просто и понятно, однако на практике возникло много споров о том, кто и в каких случаях вправе подать жалобу.

1.1. Спор о субъектах

Вопрос о том кто именно имеет право на обжалование действий (бездействия) заказчиков можно перефразировать так: вправе ли обращаться с жалобами лица, которые не подавали заявки на участие в закупках?

Напомним, что законодатель в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ именует субъекта, наделенного правом на обращение с жалобой в антимонопольный орган, «участником закупки». Следовательно, для ответа на поставленный вопрос необходимо было дать толкование термину «участник закупки».

Легальная дефиниция этого термина содержится в ч. 5 ст.

3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой «участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц…, любое физическое лицо или несколько физических лиц…, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке». Иначе говоря, никаких особых процедур для получения статуса участника закупки законодатель не устанавливает.

Между тем нашлись сторонники грамматического толкования, которые обратили внимание на слова «…может быть» и «…соответствуют требованиям, установленным заказчиком», употребленные законодателем в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Из толкования этих слов делалось заключение о том, что лицо может быть, а может и не быть участником закупки. Следовательно, статус участника закупки еще нужно получить. При этом для получения такого статуса необходимо соответствовать требованиям заказчика.

Отсутствие же поданной заявки расценивалось как доказательство отсутствия нарушенных прав и законных интересов у лица, обратившегося с жалобой.

Таким образом, делался вывод о том, что лица, не подававшие заявок на участие в процедурах закупок, не имеют права на подачу жалоб в антимонопольные органы, т. к. такие лица не являются участниками закупки4.

Указывая антимонопольному органу на неправомерность принятия жалоб к производству от лиц, не подававших заявки, суды использовали достаточно странный формальный аргумент, а именно ссылку на ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

В этой норме указано, что «действия (бездействие) организатора торгов… могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением…

порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены».

Странность этого аргумента в том, что процитированная норма прямо разрешает лицам, не подававшим заявки, обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, касающиеся порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

Конечно же данная позиция судов породила неопределенность. Некоторые управления ФАС России отказывались рассматривать жалобы лиц, не подававших заявки на участие в торгах. Однако, были и такие управления, которые все-таки принимали к производству подобные жалобы, что, конечно, никак не гарантировало согласие судов с таким подходом.

1.2. Спор об основаниях для обжалования

Еще больше разногласий породил вопрос о том, что именно может быть предметом жалобы.

Напомним, что ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в редакции действовавшей до 31.12.2017, устанавливала всего четыре основания для обжалования в антимонопольном органе. Причем данный перечень носил закрытый характер, следовательно, исходя из грамматического толкования указанной нормы, жалобу участник закупки мог подать лишь в четырех упомянутых случаях.

Однако, это не устраивало антимонопольные органы, в связи с чем они стали использовать расширительное толкование ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, принимая к производству жалобы на любые действия (бездействие) заказчиков.

Ситуация несколько изменилась в апреле 2017 года после того, как на недопустимость подобного толкования указал Верховный суд РФ: «Указанная норма Закона № 223-ФЗ [ч. 10 ст. 3] носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим»5.

Проходит несколько месяцев и ФАС России публикует письмо, в котором советует заявителям ссылаться в жалобах не на ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а на ст. 17 Закона № 135-ФЗ6.

Но и с такой позицией не согласился Верховный суд РФ. Рассматривая очередное дело в порядке «второй кассации» он решил уже подробно объяснить ФАС России в чем она неправа. Для этого Верховный суд РФ прибегнул к телеологическому (целевому) толкованию норм Закона № 223-ФЗ: «…

в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности…, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган… обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного…, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ»7.

Как следствие, суды стали еще более активно признавать недействительными решения антимонопольных органов, принятых по результатам рассмотрения жалоб, которые не содержали основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Причем это делалось и в тех случаях когда жалобы признавались необоснованными самой ФАС России или ее территориальным управлением8.

2. Поправки в Закон № 223-ФЗ

Не прошло и трех месяцев после вынесения Верховным судом РФ второго из упомянутых выше определений, как в Закон № 223-ФЗ вносятся поправки. Начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России А.Ю.

Лобов, выступая 18 января 2018 года на Гайдаровском форуме, охарактеризовал их так: «Мы полностью восстановили всю систему контроля после определенных действий Верховного суда…

и уже с начала этого года принимаем все жалобы по Закону № 223-ФЗ»9.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/12/12/obzhalovanie_dejstvij_bezdejstviya_zakazchikov_v_antimonopolnom_organe_v_ramkah_zakona__223-fz

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

Порядок обжалования по 223 фз

Статья актуальна на 1 января 2020

ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

  • организацию-заказчика,
  • закупочную комиссию,  
  • ЭТП.

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас. 

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы. 
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал. 

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которых не было в его положении о закупках.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ). 

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  1. Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  2. Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

«Независимый регистратор» в электронных закупках

С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:

  1. Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.

  2. Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику.

Программа работает только на ЭТП госзакупок: все закупки по 44-ФЗ и конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

  • За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках,  – от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
  • За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1246-kak-zhalovatsya-v-fas-223

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.