Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения – земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства.

Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г.

N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения 

Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. 

Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

Федеральный закон от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 10 закона устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации..

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:

    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (ст. 6 ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если

    1. земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
    2. в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-pravovogo-rezhima-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-poryadok-ich-predostavleniya-i-izyatiya

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.

2010 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Срок вступления в действие указанного закона – 1 июля 2011 года.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3 лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В этот срок не включается:

  • время освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет
  • период стихийных и иных бедствий

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.

Положение дел у частных собственников контролируется региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельскохозяйственной организации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0.3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

Цель нового закона – возврат в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром». Все пахотные земли должны работать, ведь качество неиспользуемых земель постоянно ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы.

Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот – он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения – это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону можно ознакомиться здесь
  • Новое в земельном законодательстве – выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_4307.htm

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (ст. 44 ЗК РФ). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (ст. 284 ГК РФ);использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) (ст. 285 ГК РФ).

1.Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность

Правительством РФ были разработаны критерии, опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется (Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369).

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки

Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736).

При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту.

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с ч. 2 ст. 46 ЗК РФ при невыполнении установленных к использованию земли требований.

Земли предоставленные для строительства

В отношении земель, предоставленных для строительства, в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка.

Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу

Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт «простоя» застройки земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ.

К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство:

· отсутствие на участке здания или сооружения; · отсутствие разрешения на строительство; · нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек.

В срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов.

Реквизиция земельного участка

Понятие реквизиции земельного участка

Одним из оснований изъятия имущества у собственника выступает реквизиция. Этот процесс регулируется ст. 235 ГК РФ. Изъятие имущества производится принудительно, в случаях возникновения аварий, эпидемий, бедствий стихийного характера и т.д. Имущество изымается в интересах общества, но в определенных обстоятельствах собственнику выплачивается его стоимость.

Реквизиция осуществляется на временной основе. Это ее отличает от конфискации. Изъятие имущества при конфискации проходит навсегда. Конфискация проводится в случае совершения лицом виновных действий.

Реквизицией также не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Возврат реквизированного участка его собственнику

Существует два варианта развития событий после реквизиции земли:

земля возвращается собственнику с возмещением ущерба, который он понес из-за временного ограничения его в правах собственности;земельный участок не возвращается собственнику, поскольку ее нельзя использовать по целевому назначению.

В этом случае владельцу компенсируется рыночная стоимость участка либо может быть предоставлена другая земля, являющая равноценной той, которая была изъята.

Владелец земли, при прекращении оснований, по которым была изъята земля, может требовать ее возврата в порядке судебного делопроизводства.

Оценка реквизированного участка для компенсации его стоимости

Выкупная цена участка определяется исходя из следующих факторов:

рыночной цены участка земли;рыночной цены зданий или сооружения, расположенных на участке;убытков, которые были нанесены владельцу из-за изъятия участка.

Выкупная цена может назначаться участку земли по соглашению между сторонами.

Возмещение убытков

В выкупную цену включаются убытки, причиненные владельцу земельного участка. Порядок возмещения убытков происходит на основании Постановления Правительства РФ №262 от 2003 г., которым утверждены специальные правила возмещения убытков по рассматриваемому основанию, включая и иные ситуации.

При определении убытков определяются6

· характеристики земельных участков;· находящиеся на них объекты недвижимого имущества.

Кроме того, собираются и обрабатываются правоустанавливающие документы на земельный участок, данные кадастра, иная информация.

Упущенная выгода является немаловажным видом убытков.

Под ней понимается доход, который собственник мог получить, если бы изъятия участка не произошло.

Исходя из практики судов, рассматривающих аналогичные дела, при рассмотрении исков, связанных с взысканием упущенной выгоды, истцу необходимо доказать возникновение прибыли, которую истец предполагал получить при обычных условиях гражданского оборота.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям, к ст. 15 ГК РФ можно добавить ст. 393 п. 4 ГК РФ, в соответствии с которой при определении размера упущенной выгоды должны учитываться предпринятые собственником земли меры и сделанные приготовления с целью ее получения.

Конфискация земельного участка

Определение конфискации земельного участка

В соответствии со ст. 50 Земельного кодекса РФ конфискация земельного участка – это изъятие земельного участка у собственника по решению суда. При этом конфискация возможна, если гражданин совершил определенные преступления или же нарушил действующее законодательство.

Происходит этот процесс только по решению суда.

Законодательством предусмотрено несколько вариантов отчуждения земельного участка:

для муниципальных или государственных нужд;при нецелевом использовании земли;для полной и безвозмездной конфискации;для реквизиции (временное изъятие).

Случаи конфискации земли

В зависимости от того, по какой причине происходит отчуждение земельного участка, инициировать конфискацию, могут как федеральные органы власти, так и органы местного самоуправления.

К примеру, если в суде было установлено, что земля используется не по назначению (вместо постройки частного дома было открыто небольшое производство), то конфискацию будут проводить представители местного самоуправления при условии, что конкретный земельный участок, располагается в зоне их полномочий.

Порядок конфискации земельного участка

Прежде всего, гражданина вызывают в суд, где будет рассмотрено дело о конфискации или отчуждении права собственности на земельный участок.

Если в качестве аргумента для конфискации используется понятие нецелевого использования земли, то предварительно собственник участка должен быть извещен органами местного самоуправления.

Постановление об изъятии земли выносится за два месяца до фактической конфискации. В нем указываются:

основания для конфискации (изъятия);собственник земельного участка, у которого изымается участок;площадь, кадастровая стоимость и кадастровый номер земли.

Отсутствие хотя бы одного из этих пунктов является основанием для немедленного оспаривания законности постановления.

Орган исполнительной власти самостоятельно в течение 7 дней, уведомляет все соответствующие органы о том, что владелец земельного участка был его лишен путем конфискации.

Результатом данной процедуры, является – правоустанавливающие документы должны быть переделаны, а права на земельный участок (использования, наследования, продажи и аренды участка), для бывшего владельца – прекращаются.

Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Я стараюсь для Вас! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, благодарю заподписку! И спасибо за лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/mojno-li-iziat-zemelnyi-uchastok-u-sobstvennika-5e4e6d73fd27690308677182

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.