Порядок изъятия земель для государственных нужд

Содержание

Государство строит высокоскоростную магистраль на месте моей дачи

Порядок изъятия земель для государственных нужд

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Спасибо.
Алексей

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть.

Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей.

Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает.

Приложите копию договора купли-продажи, по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом.

Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то.

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/izyatie-zemli/

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия земель для государственных нужд
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды.

Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.

Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно.

Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России.

И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.

Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

  • принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
  • происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
  • осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
  • вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.

В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка.

Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи.

Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.

Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст.

55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

  • изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
  • принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
  • изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.

Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств

Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий

Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.

Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс.

На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета.

Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.

На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.

Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.

Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.

Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.

Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций

Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории.

Именно поэтому Земельный кодекс России в ст.

49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.

Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.

Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность.

Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно.

Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.

Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.

Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».

Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.

Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Порядок изъятия земель для государственных нужд

В некоторых случаях возможно изъятие земельного участка для муниципальных или государственных нужд. Это может произойти только в том случае, если будут соблюдены основные принципы и порядок, установленный земельным законодательством. Для изъятия требуется наличие веских оснований.

Основания и условия для изъятия

В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

  1. Выполнение международных обязательств России.
  2. Размещение объектов государственного значения. К примеру, для целей обороны, атомной энергетики, водоснабжения, дорог и т.д.
  3. Иные обстоятельства, установленные законодательно.

Наиболее важное условие изъятия участков – последующее возмещение. Муниципалитет или государство устанавливают выкупную цену, которая закрепляется соответствующим соглашением.

Как правило, чаще всего земля изымается с целью расположения на ней объектов для государственных или муниципальных нужд. Однако такое происходит в крайних случаях, если по-другому действовать невозможно.

Власти обязаны уведомить владельца участка. Без этого процедура изъятия будет невозможна. Если собственник категорически не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке.

Когда препятствий не возникает, издается соответствующее решение местной администрации.

Аннулирование частной собственности происходит только в том случае, когда других вариантов решения вопроса не существует.

Решение об изъятии принимается за два месяца до непосредственного перехода прав. Оно должно содержать в себе основания для изъятия земли, указание лица, у которого изъяли участок, а также идентификационные сведения о наделе. Решение передается собственнику в течение семи дней после его принятия.

Особенности изъятия земли

Изъятие может происходить принудительно, временно, в рамках выкупа или по причине ненадлежащего использования собственником. Рассмотрим, с какими нюансами придется столкнуться в каждом случае.

Принудительный порядок

В соответствии с Конституцией РФ частная собственность неприкосновенна. Лишить человека имущества можно только в судебном порядке.

Для принудительного изъятия земли необходимо наличие веских оснований. Они изложены в гражданском законодательстве. Основанием является:

  • взыскание участка по обстоятельствам;
  • отчуждение земли, которая не принадлежит лицу по закону;
  • конфискация, реквизиция, национализация;
  • выкуп участка для нужд муниципалитета или государства;
  • нарушение норм действующего законодательства.

Если надел принудительно изымается для муниципальных нужд, то на основании соответствующего решения выплачивается равноценная или предварительная стоимость земли.

Равноценная – это выкупная цена, которая включает рыночную стоимость и убытки, причиненные в рамках изъятия земли.

Если собственник не согласен с установленной выкупной ценой, то судом может быть самостоятельно определена цена объекта.

Реквизиция – временная и полная

Реквизиция – это принудительное изъятие земельного участка у владельца для неотложных государственных нужд. При этом собственник получает компенсационную выплату.

При этом собственник утрачивает имущественные права. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ реквизиция допускается только если в стране происходя чрезвычайные происшествия (эпидемии, аварии, стихийные бедствия и т.п.).

Такое решение принимается органами государственной власти. При этом оспорить его в судебном порядке нельзя. В случае, если реквизиция временная, земельный участок будет возвращен собственнику после того, как основания изъятия утратят силу.

Выкуп

Выкуп земельного участка планируется заблаговременно. Собственник надела должен быть предупрежден за год до прекращения его прав на землю.

Выкуп не может быть осуществлен без согласия владельца участка. Если он категорически против, изъятие в таком порядке будет невозможным.

Ненадлежащее использование

В такой ситуации участок изымается принудительно по той причине, что собственник пользуется ею с нарушением законодательных норм. Что можно подразумевать под использованием не по назначению?

Земля изымается в следующих случаях:

  • когда целевое назначение – ведение сельского хозяйства, но за три последних года владелец не использовал его так, как нужно;
  • неправильное использование привело к ухудшению качеств земли или экологической обстановки.

Если собственник не препятствует изъятию, то участок продается с торгов. Когда он против, вопрос будет решать в судебном порядке.

Процедура изъятия участка

Аннулирование частной собственности на конкретный земельный участок происходит в шесть этапов:

  1. Подготовка оснований для начала процедуры изъятия. Сюда входит разработка документации по планированию территории, формирование проектов. Документы создаются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти.
  2. Подготовка и подача соответствующего решения об изъятии земельного участка.
  3. Выявление собственников объектов, которые планируется изъять. Это необходимо для получения у них согласия на отчуждение.
  4. Подписание решения об отчуждении земли муниципалитетом.
  5. Подготовка и подписание договора об изъятии.
  6. Прекращение прав на земельный участок и его передача муниципалитету или государству.

На этапе выявления собственников объектов, которые будут изъяты, возможны некоторые сложности. В частности, это касается земель, право на использование которых возникло до 1998 года. До этого момента регистрация имущественных прав осуществлялась не всегда, поэтому возможны сложности с поиском информации.

Необходимые сведения запрашиваются из государственных архивов и муниципалитета. Кроме того, осуществляется публикация на сайте органов местного самоуправления и в СМИ. Физическое лицо или организация обязаны подтвердить свои права в течение пяти дней с момента получения уведомления.

Поиск собственников происходит в течение двух месяцев. Если за этот период сведения о владельцах не будут получены, то уполномоченный орган обратиться в суд для признания земельного участка невостребованным. В итоге надел признается собственностью муниципалитета или государства.

Может случиться так, что владелец найдется уже после аннулирования права собственности. В этом случае он может требовать выплаты компенсации из бюджета. Однако для этого потребуется доказать право на надел и объяснить причину своего отсутствия.

Выявленный собственник уведомляется о принятом решении об отчуждении в течении 10 рабочих дней. В течении этого времени также публикуется информация на официальном сайте муниципалитета о принятии документа.

Уведомление собственника считается произведенным с момента принятия уведомления. Если почтовый адрес владельца неизвестен, он будет считаться оповещенным с момента публикации данных на официальном сайте. Принятое решение может быть обжаловано в течение трех лет с момента подписания.

Для формирования договора об изъятии проводятся специальные кадастровые и оценочные мероприятия, цель которых состоит в уточнении границ участка и определения его рыночной стоимости.

В тексте договора прописывается:

  • цель изъятия;
  • данные участка – кадастровый номер, площадь, вид права, адрес местоположения и т.д.;
  • реквизиты принятого решения;
  • срок передачи имущественных прав;
  • объем и способ выплаты компенсации;
  • указание сервитутов, если они есть и сохраняются.

Соглашение составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. После получения своего экземпляра собственник вправе его сразу же подписать, уведомить власти об отказе или изъявить желание внести корректировки (с указанием оснований).

Если собственник не подписал договор в течение трех месяцев с момента его получения или не уведомил об отказе, то муниципалитет или государственный орган вправе обратиться в суд. В такой ситуации будет подан иск о принудительном аннулировании права собственности на земельный участок.

После подписания договора или в результате судебного решения произойдет фактическое прекращение прав на надел. При этом подразумевается:

  • передача права владения;
  • аннулирование права пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • аннулирование договора аренды или соглашения о безвозмездном пользовании;
  • прекращение права хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • снос строений, воздвигнутых на изъятом участке;
  • государственная регистрация юридических изменений.

Если условиями договора предусмотрена компенсация, то все последствия наступят только после полной выплаты.

Документы

Процедура изъятия подразумевает использование следующих документов:

  • бумаги по территориальной планировке;
  • проекты для планируемых изменений;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Помимо этого, сюда входят документы, которые подтверждают факт поиска владельца, а также его уведомления, исковые заявления и решения суда.

Сроки

Процедура изъятия может начаться только после уведомления собственника о планируемых действиях. Ранее закон устанавливал для этого срок, равный одному году. Последние изменения сократили этот период до 90 дней. Соответственно, возможность собственника оспорить аннулирование сокращено.

Решение муниципалитета об изъятии действительно в течение трех лет. Если за этот срок процедура не начнется, то решение потеряет юридическую силу.

Сама процедура довольно длительная. Чаще всего она занимает не менее полугода.

Какие положены компенсации

Расчет компенсационных выплат за изъятие надела регламентирован в ст. 56.8 ЗК РФ. Для расчета используется рыночная стоимость отчужденной земли. Она определяется профессиональными оценщиками. Услуги специалистов оплачиваются муниципалитетом.

При расчете размера компенсационной выплаты учитываются:

  • рыночная стоимость, если участок находится в собственности или рыночная стоимость прав, если речь идет о бессрочном пользовании или владении;
  • рыночная стоимость строений, расположенных на земельном участке;
  • убытки, возникающие в результате аннулирования права собственности;
  • упущенная выгода.

При определении размера компенсационной выплаты не будут учтены:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были сделаны без разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения участка и построек на нем, сделанные после уведомления об изъятии;
  • постройки, возведенные после получения уведомления об изъятии (исключение – если разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, возведение которых не подразумевает получения специального разрешения и возведенные после уведомления об изъятии;
  • сделки, которые владелец заключил после получения уведомления.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка, то объем компенсационной выплаты уменьшается пропорционально доли, которая остается у собственника. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за два месяца до оформления соглашения о переходе прав.

Что такое резервирование земель муниципалитетом

Термин «резервирование земель» относительно новый для законодательства РФ. Эта процедура регламентированы ст. 56.1 и ст. 70.1 ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 года.

Как правило, резервирование проводится для последующего изъятия участка. Иными словами, эти процедуры – этапы одного процесса, цель которого заключается в изменении права собственности на землю. Однако, следует отметить, что резервирование не относится к числу обязательных процедур при изъятии земельных участков.

Территория будет считаться зарезервированной при наличии следующих условий:

  • решение, принятое уполномоченным органом власти;
  • наличие утвержденной схемы участка;
  • проведена государственная регистрация ограничения прав на участок в Росреестре.

Что может быть ограничением прав? Под этим понятием подразумевается запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела, а также запрет на оросительные, мелиоративные и прочие мероприятия.

После установления ограничения срок аренды или сервитута не может превышать период резервирования. Использование такой земли в других целях допускается до момента его изъятия.

Максимально допустимые сроки резервирования составляют:

  • 3 года – в случае, когда право собственности переходит государству или муниципальному образованию;
  • 2 года – для земли, изымаемой с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет – для участков, которые находятся в собственности у государства, а цели изъятия при этом не связаны с созданием или реконструкцией автомобильных дорог.

Процедура резервирования и дальнейшего отчуждения – длительный процесс, требующий соблюдения всех законодательных норм.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд. При выявлении нарушений этой процедуры или при отсутствии существенных оснований обращайтесь в суд.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/izyatie-uchastka/

Процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земель для государственных нужд

Сегодня многие землевладельцы озабочены тем, что могут по каким-то причинам потерять права на свой надел. Одним из оснований для беспокойства является закон об изъятии земельных участков. На самом ли деле стоит волноваться за свою собственность и переживать, что можно остаться ни с чем? будет рассмотрено в статье.

Новый порядок изъятия земельных участков, закон

Ныне существующий порядок изъятия земель был установлен специальным законом. А именно № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он затронул несколько кодексов РФ:

  1. Земельный.
  2. Гражданский.
  3. Жилищный.
  4. Градостроительный.

В Земельном кодексе, например, была изменена статья 49, где рассматривались основания для того, чтобы произошло изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Туда была добавлена глава, уточняющая порядок проведения процедуры.

Ничуть не удивительно, что этот закон признают социально значимым. Ведь он призван защитить права собственников и других землепользователей. Конечно, в той же мере он служит и интересам государства. Предполагается, что он предотвращает недобросовестные действия со стороны властей.

Вообще, существует несколько видов изъятия земель. Их всего четыре? и целых три из них можно назвать неплановыми. Вот перечень этих типов:

  • изъятие для нужд города или государства;
  • реквизиция, которая применяется только в случае чрезвычайных ситуаций, например, катастрофы;
  • конфискация, а именно безвозмездный отъем в связи с совершенным правонарушением;
  • изъятие надела в связи с тем, что его используют ненадлежащим образом.

Основания и условия изъятия

Существует несколько условий, при которых может быть изъята территория из частной собственности в пользу государства или на нужды города либо по каким еще причинам могут решить, что ее нужно изымать. Приведем их в таблице, а после рассмотрим подробнее.

Выкуп на нужды города или государстваРеквизиция землиИзъятие по другим причинам
Если состояние какого-либо многоквартирного дома признано аварийнымДля ликвидации последствий чрезвычайных ситуацииНеиспользование земельного участка по его прямому назначению
Государство выполняет свои международные обязательстваЕсли в стране эпидемия, и эта земля может послужить на благо обществаИспользование по предназначению, но с нарушениями. Пример: сельскохозяйственную землю используют так, что она теряет свою плодородность
Для работ, которые будут связаны с использованием недрИная срочная непредвиденная потребность государства именно в этом участке земли, которая указана в законодательствеПри совершении определенных правонарушений производится безвозмездный отъем
Для создания либо расширения особо охраняемой природной территории
С целью строительства/реконструкции объектов федерального/регионального значения. Только если это оговорено необходимыми документами

Если отъем в пользу государства достаточно понятно рассмотрен в таблице и, по сути, в разъяснениях особо не нуждается, то двум остальных вариантам не помешают некоторые уточнения.

Так, реквизиция может быть не только постоянной, но и временной. Если на конец срока нет возможности ее вернуть хозяину, происходит возмещение стоимости собственности. Также этот вид отъема не требует никакого судебного вмешательства. Все экстренно решают органы власти.

Если происходит отъем в связи с каким-то нарушением, все немного сложнее. Например, если земля сельхозназначения была использована для ИЖС либо оказалась использована любым другим ненадлежащим способом, ее владельцу грозит изъятие территории и, если он на это не соглашается, суд. А суд может не только вынудить подчиниться закону, но и постановить, что необходим штраф.

О том, когда землю забирают из-за некоего правонарушения, устанавливает КоАП. Тогда ни на какие возмещения не имеет смысла надеяться.

Порядок изъятия, сопроводительная документация

Мероприятие начинается с того, что выясняется, кто хозяин тех угодий, которые собрались изъять. Заинтересованным органом подается соответствующий запрос в Росреестр. Если ответа получить по каким-то причинам не удалось, то запросы непременно рассылаются в архивы, где могли сохраниться необходимые сведения.

Происходит поиск владельцев при помощи размещения оповещений на главной странице портала либо в других информационных источниках органов государства. Эти действия положено проводить не меньше, чем за два месяца до момента, как будет уже точно принято решение, что необходимо изъять именно эти участки, и без этого невозможно обойтись.

Если владелец не нашелся, то после всех необходимых процедур поиска тот, кто инициировал процесс, должен подать в суд и настаивать на том, чтобы землю и все объекты на ней были признаны собственностью государства или муниципалитета.

Важно! Хозяева, регистрировавшие свои угодья до 1998 года, могут попасть в довольно неприятную ситуацию, если не проводили никаких процедур землеустроения позже.

Если не поданы вовремя нужные документы в Росреестр, и его право не подтверждено, то он просто не значится в базе данных государства как собственник. Тогда его участок может оказаться признанным собственностью государства, а он об этом даже не узнает.

Это, между прочим, довольно весомая причина на всякий случай проверить на досуге документы на свои владения, если в чем-то нет уверенности.

Дальше уже само изъятие выглядит так:

  1. Подготовка, где определяется общий порядок и прекращение прав на владение собственностью.
  2. Принятие решения с обоснованием всех условий, на которых будет изъято имущество.
  3. Владелец уведомляется о том, что ему предстоит передать свое имущество государству или городу.
  4. Заключают соглашение о том, что землю у хозяина изымают.

Постановление об изъятии земли

Важной деталью всего мероприятия является не что иное, как постановление об изъятии. Оно может быть либо для одного участка, либо для нескольких одновременно. Но если под снос определили многоквартирный дом, то постановление делается только одно.

Типовой образец свободно можно найти в интернете. Но если он для обычного землевладельца и имеет ценность, то только в качестве материала для ознакомления. Образцы нужны скорее тем, кто будет принимать постановление, но они обычно имеют все необходимые шаблоны под рукой.

В постановлении должны быть прописаны все основания, на которых происходит решение этого вопроса, а также указана правовая основа всего мероприятия.

После принятия постановления в течение десяти дней информация размещается в надлежащих источниках. Ксерокопии предоставляются всем, чьи интересы оказались затронуты. Также копия направляется органам, регистрирующим права владельцев.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли, что входит в размер возмещения

Если изъятие происходит не из-за нарушения закона, предполагается, что обязательно будет выплачена компенсация. Встает закономерный вопрос, каков будет ее размер, как он считается, и что туда входит.

Рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, в компенсацию входит рыночная стоимость участка. Раньше это была кадастровая стоимость, но поскольку она была недостаточно точна, в конце концов, было решено использовать только рыночную.

Кроме этого, туда включается цена всего имущества после проведения оценки, компенсация за всю упущенную выгоду от использования надела. И конечно же, учитываются убытки, которые может понести хозяин земель, когда потеряет свои угодья.

Когда все это посчитано, как раз выходит размер суммы, которую получит бывший владелец территории. Но это только при условии, что вид изъятия подразумевает компенсацию.

Также нужно знать, что компенсацию можно получить не только деньгами. Можно получить равноценную по стоимости замену недвижимостью. Например, угодье точно такое же по цене в другом месте. То есть по закону получается так, что совсем с пустыми руками хозяин изъятого участка (квартиры, если речь идет о многоквартирном доме) остаться не должен.

Важно! При расчете компенсации будут считаться только те объекты, что не были возведены там незаконно и которые не появились на участке уже после того, как его хозяин был уведомлен, что земли будут изъяты.

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Существует такое понятие, как резервирование земель. Это довольно новое явление в законодательстве. Оно производится либо государственными, либо муниципальными службами.

Эта процедура довольно специфическая и подразумевает, что земля в принципе уже предназначена для каких-то целей, но теоретически может сдаваться в аренду.

Срок аренды в таком случае не должен превышать срока, на который участок был зарезервирован. Приватизировать, однако, такой участок нельзя.

Суть этого явления такова. Территория как бы «запасается» на будущее для какой-либо цели, но пока время для претворения на нее планов не подошло, она может быть использована для любых других нужд. Потом, когда подходит срок, ее изымают, если ее кто-то арендовал и используют так, как планировалось.

Зарезервированным участок может считаться в случае, если:

  1. Уполномоченный орган принял соответствующее решение.
  2. Есть схема участков, что хотят резервировать, которую уже утвердили.
  3. Проведена обязательная государственная регистрация ограничения прав на эти земли в ЕГРП.

Подразумевается, что для землевладельцев, арендаторов и других землепользователей будут установлены такие рамки:

  1. Нельзя строить ни жилые, ни производственные здания, даже если это входит в целевое использование этих участков.
  2. Запрещается строить пруды или другие обводненные объекты, проводить оросительные или мелиоративные работы. Также и осушительные работы проводить не разрешено.

Существуют четко определенные сроки, на которые могут «запасаться» территории. Так, если пространство резервируется для того, чтобы создать особую экономическую зону, то срок не должен быть больше, чем два года. Если это так называемый «общий случай», то времени уже отводится больше — три года.

Когда же речь идет о том, чтобы резервировать не предоставленные гражданам земли для строительства дорог, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта, а также строительства метро или возведения любых других линейных объектов государственного или городского значения, то срок будет уже увеличен до двадцати лет.

Разъяснение сложных моментов

Один из вызывающих затруднение моментов будет касаться отъема надела, если он не используется.

Что будет трактоваться как «неиспользование»? Неиспользуемым участок будет признан в том случае, если его выделили для строительства, а, спустя три года, выяснилось полное отсутствие не только строения, но и даже начала работ.

Если участок был выделен для развития садоводства, а на нем все еще все стоит нетронутым, спустя те же три года. Три года — это тот срок, когда необходимо начать (а лучше всего и закончить) то, для чего он был по договору предоставлен.

Или же что если земля выделена для образования СНТ, то есть садового некоммерческого садоводства сорок лет назад. Каким образом там стало осуществляться строительство? Это всегда сельскохозяйственные земли. Это не проблема, если документы оформлены так, что там указана возможность помещения дачного дома.

Другой вопрос вызывает компенсация. Хотя то, каким путем она рассчитывается, уже говорилось, может возникнуть непонимание того, что подразумевает «понесенный убыток» при расчете. Им считается, например, невозможность выполнить обязательства по заключенному ранее договору. Чтобы доказать, что убытки будут, нужно предоставить подтверждающие это бумаги.

И, наконец, последний момент. Когда именно может произойти комплексный отъем земельных угодий в пользу государства на большой площади.

Это происходит довольно редко и обычно связано с тем, что затевается какое-либо массовое строительство необходимых объектов, как, например, в Сочи при подготовке к Олимпиаде.

Признак грядущего потрясения можно, во-первых, увидеть в новостях, заметив, что в районе что-то планируется, а во-вторых, чтобы подтвердить подозрения, на официальных сайтах соответствующих органов, где должны предоставлять подобную информацию.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.