Порядок исключения юридического лица из егрюл

Содержание

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Порядок исключения юридического лица из егрюл

Арбитражный суд удовлетворяет требования юридического лица об отмене решения налогового органа об исключении этого лица из ЕГРЮЛ, если будет установлено, что такое решение было принято налоговым органом по формальным основаниям, заключающимся в том, что юридическое лицо в течение 12 месяцев не представляло налоговую отчетность и на банковских счетах не происходило движение денежных средств).

Налоговый орган, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, принимает решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в связи с непредставлением в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности по налогам и сборам и отсутствием сведений об открытых расчётных счетах.

 Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 4 ст. 21.

1  Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Если в срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не поступают от Общества, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, то налоговым органом в ЕГРЮЛ вносится запись об исключении из ЕГРЮЛ Общества как фактически прекратившего свою деятельность.

В силу пункта 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 № 26-П разъяснил, что правовое регулирование, установленное статьей 21.

1 Закона № 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым — на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима как к некоммерческим, так и к коммерческим организациям, поскольку положения статьи 21.1 Закона о государственной регистрации устанавливают единые критерии для признания юридического лица прекратившим ведение предпринимательской деятельности, независимо от того, является организация коммерческой или некоммерческой.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации  указал, что иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, что не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49 ГК РФ.

Юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.

В качестве подтверждения осуществления деятельности могут быть переписки с иными хозяйственными обществами, органами государственной власти, выполняющими контрольно-надзорные функции, а также копии счетов-фактур.

Непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.

Налоговый орган исключает ООО из ЮГРЮЛ часто по формальным основаниям, поэтому нужно обжаловать. Если Вам требуется обжалование  исключения из ЕГРЮЛ, обращайтесь адвокатское бюро «Антонов и партнер».

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7(846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/isklyuchenie-yuridicheskogo-lica-iz-egryul/

Прекращение недействующего лица

Порядок исключения юридического лица из егрюл

Статья 64.2 ГК «Прекращение недействующего юридического лица» введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ и устанавливает возможность прекращения недействующего юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.

Несмотря на то, что законоположения, содержащиеся в данной статье, являются новеллами ГК РФ, само понятие “недействующее юридическое лицо”, а также административный порядок прекращения юридических лиц (исключение их из ЕГРЮЛ) появились в российском законодательстве еще в 2005 г.

, когда Закон о государственной регистрации был дополнен положениями об исключении недействующих юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В целом указанный институт вполне успешно использовался для борьбы с “мертвыми” юридическими лицами, однако выделялась некоторая его “оторванность” от общих положений ГК РФ. Видимо, это и вызвало предлагаемые изменения.

По правилам, установленным данной статьей, недействующим и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ юридическим лицом считается юридическое лицо:

  • которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Возникает вопрос: почему при непредставлении одних документов (документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) действует административная процедура исключения недействующего юридического лица, тогда как непредставление других документов является основанием для обращения в суд с требованием о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.

Также, если буквально рассматривать норму ст. 21.1.

Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, то можно сделать вывод о безусловном исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в совокупности двух указанных выше обстоятельств без учет иных факторов, которые также могут свидетельствовать об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.

Однако правоприменительная практика смогла предотвратить произвольное и основанное на буквальном толковании закона исключение налоговыми органами юридических лиц из реестра.

  1. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 г. по делу N А41-38665/13

    Представитель Общества обратился в арбитражный суд к налоговому органу с заявлением о признании недействительным решения о ликвидации общества.

    Не согласившись с принятым по делу постановлением, Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.

    Доводы Налогового органа:

    • исключение из ЕГРЮЛ общества, как фактически прекратившее деятельность, было произведено в соответствии с действующим законодательством, и права заявителя не нарушает;
    • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;
    • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;

    Доводы представителя Общества:

    • наличие условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является безусловным основанием исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку они могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе не являются основанием для исключения юридического лица из реестра;

    Кассационная коллегия заняла позицию представителя Общества и указала следующее:

    • обстоятельства дела могут свидетельствовать лишь о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе, без учета и исследования всех обстоятельств в совокупности, не могут служить безусловным основанием для исключения юридического лица из реестра;
    • непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Источник: https://group-alp.com/blog/prekrashhenie-nedejstvuyushhego-licza/

Ликвидация компании по инициативе налогового органа

Порядок исключения юридического лица из егрюл

Булатова Евгения
«ТЕОРИЯ ПРАВА»

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения  статьи 21.1 Федерального закона РФ от     № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.

В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.  Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.

С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все  с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.

Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.

На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п.

Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.

Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.

ru  в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.

Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.

Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии  у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»Евгения Булатова89134323913

apgmag.com@gmail.com

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения.  Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц  к  налоговой            ответственности.

В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности.

 Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ).

За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.

25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.

В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму.

Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения  взятых на себя обязательств.  

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.

Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).

В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.

Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129).

Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Источник: http://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/

Какие организации и ИП исключат из реестров в 2020 году

Порядок исключения юридического лица из егрюл
Прекращение деятельности и обнаружение налоговиками недостоверных сведений об организации служат достаточными основаниями для исключения плательщика из госреестра. Причем это касается как организаций, так и ИП. Рассказываем, какие организации и ИП подлежат исключению из госреестров в 2020 году.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих организаций

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратившие деятельность организации могут быть исключены из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Прекратившими деятельность считаются организации, которые одновременно отвечают следующим условиям:

  • в течение последних 12 месяцев не представляют налоговую отчетность;
  • в течение последних 12 месяцев не осуществляют операций ни по одному банковскому счету.

В отношении таких организаций налоговая инспекция принимает решение об их исключении из ЕГРЮЛ и в течение 3 дней публикует соответствующее решение в «Вестнике государственной регистрации». Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ здесь публикуются и сведения о порядке и сроках направления заявлений и возражений заинтересованных лиц.

При этом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у инспекции сведений о возбуждении в отношении организации производства по делу о банкротстве (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Если организация не согласна с предстоящим исключением из реестра, она должна направить в ИФНС документы, подтверждающие факт сдачи налоговой отчетности или осуществления операций по банковским счетам. При сдаче отчетности или осуществлении операций хотя бы по одному счету организация не может считаться прекратившей деятельность и, соответственно, не подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

На то, чтобы опровергнуть сведения о прекращении деятельности, у организации есть 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. По истечении этого срока организацию исключат из ЕГРЮЛ, и тогда действия налоговиков можно будет оспорить только в судебном порядке.

Руководители и учредители недействующей организации, исключенной из ЕГРЮЛ по решению ИФНС, в течение 3 лет со дня исключения не смогут зарегистрировать новую организацию (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ за недостоверность сведений

Еще одним основанием для исключения организации из ЕГРЮЛ по решению налоговиков является недостоверность сведений, содержащихся в реестре (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). К таким сведениям относятся:

  • сведения о паспортных данных руководителя организации;
  • сведения об учредителях (участниках) организации;
  • сведения о юридическом адресе организации.

Если инспекция установит, что какие-либо из вышеперечисленных сведений не соответствуют действительности, в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности информации об организации. Исправить сведения, в частности предоставить достоверные сведения об учредителе, руководстве и адресе регистрации, организация должна будет в течение 6 месяцев со дня внесении в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности сведений.

В противном случае ИФНС примет решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Если в течение 3 месяцев с момента публикации данного решения в «Вестнике государственной регистрации» от организации не поступит никаких возражений и заявлений, обосновывающих неправомерность решения ИФНС, организацию исключат из реестра.

Своевременно узнать, имеется ли в отношении организации отметка о недостоверности сведений, можно в разделе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» сайта ФНС России. Здесь вводится наименование юрлица, ОГРН/ИНН и защитный код. Отметка о недостоверности сведений проставляется в строке «Дополнительные сведения» полученного файла с информацией об организации.

Опять же, если в отношении организации возбуждено дело о банкротстве, такая организация не исключается из ЕГРЮЛ по решению налоговиков даже при наличии отметки о недостоверности сведений (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

При этом руководители и учредители организаций, в отношении которых была внесена отметка о недостоверности сведений, в течение 3 лет с момента внесения такой отметки в ЕГРЮЛ не смогут регистрировать новые организации.

Исключение из ЕГРИП недействующих ИП

Источник: https://buh.ru/articles/documents/100146/

Процедура ликвидации и исключения организаций ЕГРЮЛ

Порядок исключения юридического лица из егрюл

Ликвидация с последующим исключением сведений о компании из ЕГРЮЛ подразумевает полное прекращение деятельности фирмы. Она утрачивает свой статус юридического лица и лишается права на осуществление экономической деятельности.

Ликвидация возможна:

  • На основании решения учредителей организации в добровольном порядке;
  • По решению суда в случае серьезных нарушений действующего законодательства;
  • По решению регистрирующего органа, в роли которого выступает налоговая служба.

Самое неприятное – это ликвидация ООО по инициативе регистрирующих органов, в особенности после недавних, датированных 2017 годом, изменений в ст. 21.1 в ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП».

На каком основании налоговая ликвидирует и исключает ООО из ЕГРЮЛ?

Указанная выше статья регламентирует все ситуации, касающиеся исключения юрлица из реестра по инициативе ФНС. В частности, налоговаявправе исключить учреждение из ЕГРЮЛ по своему собственному решению в случаях, если:

  • ООО на протяжении 12 месяцев перед решением ФНС об исключении  не сдает налоговую отчетность и не ведет каких-либо операций по счету. ФНС вправе посчитать такое учреждение недействующим и исключить из реестра.
  • Предприятие не может быть ликвидировано ввиду отсутствия финансовых средств на проведение ликвидационной процедуры, а также эти расходы не могут быть отнесены на участников юридического лица;
  • Отметка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которая сохраняется 6 месяцев со дня внесения и если не принимаются меры к их исправлению.

Раньше ФНС исключала по своему решению лишь «пустышки», которые не вели свою деятельность, то теперь серьезную угрозу нормальной деятельности организаций представляют и полномочияналоговиков по исключению ввиду недостоверности сведений о фирме. В 2018 году по этим основаниям было исключено свыше 1,5 тыс. юридических лиц.

Типичная ситуация: юридический адрес ООО в 2018 году был помечен как «недостоверный», и компания не смогла или не захотела вносить верные сведения.

В каких случаях ФНС ставит отметку о недостоверности

При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

  • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юрлицахв составе учредителей;
  • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

  • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
  • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
  • Место регистрации не должно быть «множественным» – если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
  • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь  признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

Что делать, если ФНС хочет исключить компанию из ЕГРЮЛ?

Когда по факту недостоверной информации в реестре фискальный орган инициирует процедуру удаления фирмы из ЕГРЮЛ, следует придерживаться такого порядка действий:

  • Устранить обстоятельства, которые повлекли простановку отметки о недостоверности сведений;
  • Направить не позднее 3 месяцев с даты публикации решения ФНС об исключении огрганизации мотивированное заявление, в котором указать об устранении всех неточностей в ЕГРЮЛ.
  • Обратиться в ФНС с заявлением о внесении изменений ЕГРЛ в части сведений, которые госорган признал недостоверными.

При грамотном и оперативном исправлении недостоверных данных есть шанс избежать удаления из реестра и продолжить деятельность компании в штатном режиме. И,разумеется, лучше постоянно держать руку на пульсе компании, не допуская длительного нахождения указания о неверности информации в реестре.

Подробнее о том, что делать, если налоговая выставила отметку о недостоверности, мы уже писали ранее.

Примеры ситуаций, когда ФНС признает адрес недостоверным

  • При направлении писем от госоргана все они возвращаются с отметкой о том, что такого получателя по указанному адресу не существует или же возвращаются ввиду истечения срока хранения.
  • При непосредственном выезде по месту регистрации общества с ограниченной ответственностью налоговики не обнаруживают ни вывески юрлица, ни офиса.
  • Предприятие оформлено по адресу с указанием лишь номера офисного строения, без конкретизации – этажа, комнаты, подъезда и так далее.

Возможно как наличие одного признака, так и нескольких. Оптимальным способом избежать санкций со стороны регоргана будет либо фактическое размещение офиса по выбранному адресу или же оформление услуги почтового обслуживания, чтобы избежать внимания ФНС.

Как правило, проверки на предмет достоверности сведений инициируются лишь после первых тревожных звоночков – например, постоянного возврата документов.

Как проходит процедура  исключения из ЕГРЮЛ

Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой выглядит следующим образом:

  • ФНС устанавливает наличие оснований для удалениясубъекта экономической деятельности и из реестра в одностороннем порядке и выносит решение об этом.
  • Решение органа подлежит обязательной публикации в «Вестнике Государственной регистрации» и в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
  • В течение трех месяцев представитель юридического лица, кредиторы и прочие заинтересованные лица подают в ФНС мотивированные заявления о нарушении их прав односторонним исключением компании из ЕГРЮЛ.
  • При наличии обоснованных возражений и претензий со стороны кредиторов и иных лиц административное исключение компании из ЕГРЮЛ не производится.

Однако в дальнейшем, даже если фирма не будет исключена из реестра, недостоверный юридический адрес ООО как в 2018, так и в 2019 году доставитв дальнейшем массу проблем компании в ее нормальной деятельности.

Как минимум это:

  • Недоверие контрагентов и отказ от проведения любых сделок;
  • Проблемы с обслуживанием в банках;
  • Риск для учредителей, которые управляют еще несколькими компаниями – они так же могут попасть во внимание ФНС;
  • Постоянно сохраняющаяся угроза повторной инициации механизма удаления из реестра в административном порядке.

Если же внесению отметки о недостоверности предшествовала смена юридического адреса ООО в 2018 году, забракованный госорганом, то лучше подобрать качественный адрес для своего бизнеса и избавиться от неприятной отметки в реестре.

Последствия ликвидации и исключения ООО в административном порядке

В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи.

Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков.

И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и  требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

Могут ли исключить фирму с долгами?

Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

Помощь специалистов

При возникновении проблем из-за недостоверной информации в ЕГРЮЛ по мнению налоговой, лучше обратиться за профессиональной помощью к опытным специалистам.

Юристы не только помогут подобрать «чистый» юридический адрес, но и помогут в дальнейшем избавиться от всех неприятных примечаний в реестре и восстановят нормальную работу компании.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f61bd30d3a06347ad8ad1bc/procedura-likvidacii-i-iskliucheniia-organizacii-egriul-5f61bf25249b32282bbf8c4e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.