Порядок и особенности описания объекта закупки

Статья 33. Правила описания объекта закупки | ГАРАНТ

Порядок и особенности описания объекта закупки

Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.

Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.

1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

Часть 1 дополнена пунктом 8 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 – 3 настоящей части.

Статья 33 дополнена частью 1.1 с 11 августа 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ

1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4.

Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее – гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Источник: https://base.garant.ru/70353464/79232c367b45a2128d6a8d7ae0217075/

Подготовка к закупке: описание объекта закупки. Часть 1 – основные принципы

Порядок и особенности описания объекта закупки

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В прошлый раз мы разобрались с планированием закупок, и настала пора определить – что именно мы будем покупать, то есть подготовить описание объекта закупки или, как его чаще называют, техническое задание (ТЗ). Да, у заказчика может быть ТЗ ещё до начала этапа планирования, но не факт, что оно будет составлено с учётом требований законодательства о контрактной системе.

Общие требования к описанию объекта закупки установлены в статье 33 Федерального Закона 44-ФЗ.

Однако основной принцип подготовки ТЗ связан не только с положениями 44-ФЗ, в большей части основанными на соблюдении принципов конкуренции, но и с бюджетным кодексом – в соответствии со статьёй 34 БК РФ заказчики, как участники бюджетного процесса, должны руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, то есть исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Действия заказчика не должны вести к ограничению конкуренции, но одновременно с этим заказчик должен максимально эффективно использовать бюджетные средства при осуществлении закупок.

Описание объекта закупки – это краеугольный камень любой закупки. Недаром есть шутливая поговорка “Без внятного ТЗ результат ХЗ”, которая вполне оправдана.

Ведь от того, насколько правильно и полно описаны необходимые заказчику характеристики товара, работы или услуги, зависят и начальная (максимальная) цена контракта, и то, что получит заказчик в ходе исполнения контракта.

Например, если в ТЗ на электрический чайник указать требования только к его объёму и длине шнура, то есть риск получить маломощный чайник большого объёма, который будет очень долго закипать.
Но и “перегибать палку” с характеристиками тоже не стоит. В случае с чайником установление требований к его цвету, размерам и массе будет избыточным.

Это может привести к ограничению конкуренции, жалобе и, возможно, штрафу. Поэтому заказчик при подготовке ТЗ должен соблюдать “золотую середину”.

Описание объекта закупки при поставке товара

Коли мы уже взяли электрочайник в качестве примера, давайте его и “добьём”. Какие характеристики важны? Объём и мощность – понятно. Материал корпуса? Скорее да, т.к. пластиковые чайники зачастую влияют на вкус и запах воды и быстрее приходят в негодность.

Тип нагревательного элемента? Определённо – чайник со скрытым нагревательным элементом проще содержать в чистоте. Наличие автоматического отключения? Безусловно. Конструкция типа “чайник+подставка”? Тоже да, т.к.

обеспечивает мобильность без необходимости подключения/отключения шнура, что сказывается на долговечности товара.
Возможность вращения чайника на подставке, цвет, размеры, масса, подсветка, звуковые сигналы и прочий “тюнинг” – нет.

Почему? Потому что эти характеристики не влияют ни на функционал, ни на срок “жизни” товара. Другими словами, обычный чёрный электрочайник вскипятит воду точно так же, как красный вращающийся чайник со световыми и звуковыми “спецэффектами”.

Ни в Бюджетном Кодексе РФ, ни в законодательстве о контрактной системе нет слов “хочу” и ему подобных, есть только словосочетание “обеспечение нужд”. Причём эти нужды должны быть обеспечены максимально эффективно как с прикладной, так и с финансовой сторон. Чайник должен кипятить воду, а не мигать лампочками и играть мелодии.

В итоге ТЗ на чайник получилось таким:

Но разве заказчику будет хуже, если ему поставят чайник большего объёма и/или мощности? Или стеклянный вместо стального? Наверняка нет. Поэтому заказчик может устанавливать требования к максимальным и/или минимальным, а также взаимоисключающим значениям характеристик.

Более того – в большинстве случаев заказчик должен так делать, иначе он рискует получить жалобу на ТЗ вроде “у меня есть чайник мощностью 2200 Вт, он лучше (т.к. закипает быстрее), заказчик ограничил конкуренцию“.

Безусловно, каждый случай рассмотрения жалобы уникален, и вполне возможно, что заказчик сможет убедить антимонопольщиков, что мощность чайника должна быть именно 1800 Вт, потому как меньшая мощность увеличит время закипания, а большую не выдержит электропроводка, но это весьма сомнительно.
Поэтому ТЗ может выглядеть так:

Почему мы ограничили максимальный объём чайника? Да потому, что если этого не сделать, участник может предложить чайник объёмом 10 литров и мощностью 1800 Вт.

Во-первых, нам такой объём ни к чему, во-вторых, очевидно, что нагреваться такой “чайник” будет очень и очень долго.

Однако заявку этого участника мы не отклоним, он победит в закупке, и нам придётся принять такой товар, что явно не будет являться примером эффективности расходования бюджетных средств.

Конечно, вся эта история с чайником взята “с потолка” и местами утрирована, но я попытался изложить логику, которой должен руководствоваться заказчик при подготовке ТЗ на любой товар.

Идеальный вариант – сделать такое ТЗ, под которое подходит 2-3 товара разных производителей. Для самоконтроля можно сделать это в виде таблицы (не для публикации в составе документации!):

Так шанс того, что поданная жалоба будет признана необоснованной, серьёзно возрастает – ФАС чаще всего признаёт, что в таком случае ограничения конкуренции нет (пример такого решения здесь). Понятно, что всегда найдётся четвёртая модель, которая не будет подходить по одной из характеристик, но заказчик не обязан ориентироваться на всех участников рынка, ему необходимо обеспечить свои нужды.

Можно ли указывать в ТЗ марки, модели, товарные знаки и т.д.?

Можно. Но только в тех случаях, когда заказчику требуется совместимость закупаемого товара с уже имеющимся, или закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию.

Допустим, у заказчика есть принтер HP LaserJet Enterprise M551dn. Очевидно, что к нему нужно закупать картриджи HP CE400A, CE401A, CE402A, CE403A. Но почему не так называемые “совместимые” картриджи (всякие Cactus, NV Print и т.д.

)? Очень просто – в документации к принтеру указано, что использование неоригинальных расходников может привести к выходу принтера из строя и к аннулированию гарантии.
Да, заказчик вправе купить “совместимые” картриджи, но это сугубо его выбор.

И если в ТЗ написано “оригинальный”, то участники должны предлагать только картриджи HP.

В таких случаях желательно указывать в ТЗ, что поставка эквивалентных товаров недопустима с указанием соответствующих обстоятельств (необходимость соблюдения совместимости, обеспечения взаимодействия и т.п.).

Во всех остальных случаях фирменные наименования, марки и модели должны сопровождаться словами “или эквивалент”. При этом должны быть указаны так называемые параметры эквивалентности, то есть характеристики, которые важны заказчику.

В случае с нашим чайником заказчик вправе написать в ТЗ “Электрический чайник Aceline SS1800 или эквивалент” и установить требования к характеристикам, как мы это сделали ранее.

Нельзя указывать слова “или аналог”, “или эквивалентный” и прочие, т.к. это не предусмотрено положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44. Только “или эквивалент”!

Также заказчик может включить в ТЗ изображение поставляемого товара и установить требование о соответствии такого товара этому изображению.

Однако следует понимать, что эти действия также могут привести к ограничению конкуренции. Например, если заказчик при осуществлении закупки офисной бумаги приложил в ТЗ изображение бумаги “Снегурочка” и потребовал соответствия товара изображению, это будет явным ограничением.

Другое дело, если закупаются пешеходные ограждения, и заказчику для соблюдения единообразности нужны ограждения определённой конструкции. В подобных случаях изображение просто необходимо:

Пешеходное ограждение типа “Крест”

Можно включить в ТЗ изображение со словами “изображение приведено справочно”. Такое можно нередко встретить в закупках мебели – не всегда из текста можно понять, какой именно шкаф или стол нужен заказчику.

Пример ТЗ со “справочным” изображением

При этом желательно, чтобы на изображениях не было указания фирменных и торговых наименований, моделей, марок и т.д.

Если это всё-таки неизбежно, то нужно, чтобы где-нибудь в документации (например, в инструкции по заполнению заявки) была примерно такая оговорка:«Наименования товарного знака, модели, знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, технических условий на товар, полезных моделей, промышленных образцов, завода-изготовителя, производителя товара, страны происхождения товара по тексту документации и извещения не читать или читать в сопровождении слов «или эквивалент», если иные условия прямо не предусмотрены документацией о закупке»

Также при необходимости нужно установить требование о совместимости между собой товаров, включённых в одну закупку. Например, если заказчик покупает системный блок и монитор, то очевидно, что они должны быть совместимы друг с другом “из коробки” без дополнительных затрат заказчика.

ТЗ на строительные работы

В случае проведения закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства заказчику необходимо включить в состав закупочной документации документацию проектную (в полном объёме!), это и будет являться описанием объекта закупки.

В случае осуществления закупки других строительных работ (текущий ремонт, содержание объекта капстроя, строительство некапитальных объектов и т.д.

) заказчик готовит “обычное” ТЗ, но с учётом одной особенности: заказчик может установить в ТЗ требования к товарам, но требовать предоставления конкретных показателей в составе заявок на участие можно только в отношении товаров, которые будут поставляться в ходе исполнения контракта.

Если заказчику нужно, скажем, покрасить стену, то краска будет использоваться, а не поставляться. Заказчик будет принимать работы (окрашенные стены), а не банки с краской. Другое дело с закупкой “Установка кондиционера”, в результате которой подрядчик должен будет купить и установить кондиционер.

Скорее всего это оборудование заказчик будет ставить на баланс, то есть принимать по накладной как товар.Такой же позиции придерживается ФАС, в том числе своём письме от 25.06.2020 №ИА/53616/20

ТЗ на услуги

Здесь всё так же, как и с текущим ремонтом – характеристики товаров описать можно, но требовать в заявке “конкретику” можно только на те товары, которые будут поставляться в ходе оказания услуг. Для наглядности:
1.

Услуги по уборке помещений – моющие средства, швабры, веники, вёдра и т.д. будут использоваться при оказании услуг;
2. Услуги по изготовлению бланков – результатом оказания услуг будет являться поставка изготовленных бланков.

Подытожим

Как мы определили ранее, не стоит устанавливать избыточных требований к поставляемым товарам, оказываемым услугам или выполняемым работам.
Был случай, когда заказчик в закупке охранных услуг установил требования к униформе охранников.

И всё бы ничего, если бы это были общие требования, установленные в том числе в федеральном законодательстве, но… “На задней части брюк с левой стороны должен быть карман, застёгивающийся на пуговицу”.

Спрашиваю заказчика, мол, а если карман будет справа или его вообще не будет? Смеётся =)

Или требования к химическому составу товаров и к результатам испытаний. ФАС уже не раз в своих письмах излагал свою позицию

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Эта позиция подтверждена множеством решений комиссий УФАС, признавших наличие нарушений в действиях заказчика.

Да, зачастую ТЗ для заказчика пишут потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), и пишут его “под себя”. Но заказчик всегда должен держать ухо востро, ведь в случае чего спрос будет именно с него.

В следующих статьях мы продолжим тему описания объекта закупки – поговорим о каталоге товаров, работ, услуг, а также об особенностях описания отдельных видов объектов закупок.
______________________________________________________________________________

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d0b18cfa692c900afdb88de/podgotovka-k-zakupke-opisanie-obekta-zakupki-chast-1-osnovnye-principy-5f7e483315099c198ac9f929

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

Порядок и особенности описания объекта закупки

Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:

Когда вступило в силу Что изменилось изменений
01.07.2019Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗЗакупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.Исключение:

  1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
  2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

01.07.2019Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗСформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий.

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать требования:

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

Делать это не обязательно, если:

  • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

Какие использовать характеристики в описании объекта закупки

Рассмотрим объект закупки с разных сторон в процессе описания товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики):

  1. Функциональные. Это способность предмета выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, описывающих предмет закупки, и соответствие потребностям заказчика.
  4. Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности предмета, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.

Для наглядности приведем пример описания объекта закупки по 44 ФЗ, взятый из документации в ЕИС.

Каталог товаров, работ, услуг

Чтобы повысить прозрачность закупок и снизить коррупционные риски за счет введения единообразных наименований, правительство стандартизирует подходы к описанию товара по 44 ФЗ. Для этого Постановлением от 08.02.

2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога и правила его использования.

В 2020 году каталог активно пополняется, и сейчас в нем больше 60 000 наименований продукции и описаний технических характеристик.

Заказчики обязаны применять информацию, которая содержится в каталоге, для описания с даты начала обязательного применения, которая указана в общей информации к записи из каталога. По общему правилу — по истечении 30 календарных дней со дня ее добавления.

Нашли в каталоге пример основных характеристик объекта закупки по 44-ФЗ.

Подробнее о работе каталога читайте в статье «Как найти в ЕИС новый каталог товаров, работ и услуг».

Источник: https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/trebovaniya-k-opisaniyu-obekta-zakupki-po-44-fz

Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик

Порядок и особенности описания объекта закупки

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.

Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые  в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.

В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.

Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.
Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр., а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта. При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе. Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки. Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.

Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.

Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть