Понятие региональной собственности
Содержание
- 1 Государственная собственность на землю и ее основные виды
- 1.1 Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?
- 1.2 Виды государственных земель
- 1.3 Федеральная собственность
- 1.4 Региональная собственность
- 1.5 Муниципальная собственность
- 1.6 Основания возникновения государственной собственности на землю
- 1.7 Субъекты и объекты государственной собственности на землю
- 1.8 Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности
- 1.9 Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность
- 2 Управление собственностью субъектов Российской Федерации
- 3 Управление региональной собственностью
- 4 Региональная собственность – экономическая основа территориального хозяйствования и управления
Государственная собственность на землю и ее основные виды
Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.
Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?
Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.
В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.
Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.
Виды государственных земель
В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.
О каждом из видов собственности будет рассказано далее.
Федеральная собственность
Сюда включены следующие земли:
- участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
- земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
- участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
- территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.
Региональная собственность
Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.
Это могут быть следующие виды участков.
- Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
- Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
- Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
- Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.
Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.
Муниципальная собственность
В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.
При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:
- на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
- те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.
Основания возникновения государственной собственности на землю
Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:
- в силу федерального закона;
- в результате разграничения госсобственности на землю;
- при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.
Субъекты и объекты государственной собственности на землю
u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]
К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.
В случае с госсобственностью субъектами являются:
- Российская Федерация в целом;
- каждый отдельный субъект страны.
Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.
Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.
Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:
- Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
- Качественные характеристики земельного надела или его доли.
- Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
- Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
- Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.
Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности
Образование нового надела может быть несколькими способами:
- объединение нескольких участков земли в один;
- разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
- выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).
Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.
Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:
- из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
- земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
- из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
- из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.
Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.
После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.
Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность
Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.
Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:
- Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
- К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
- В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
- При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
- После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.
Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:
- Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
- Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
- Когда схема расположения надела не утверждена.
- Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.
Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).
Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.
- в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
- Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
- Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html
Управление собственностью субъектов Российской Федерации
Согласно законодательству Российской Федерации собственность регионов России может включать в себя следующие составляющие:
- во-первых, то имущество, которое необходимо для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения региональных органов власти;
- во-вторых, то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, отнесенных к предметам совместного ведения России и ее регионов, в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства России при передаче этих полномочий;
- в-третьих, то имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных органов управления регионального уровня, гражданских государственных служащих регионов, персонала унитарных государственных предприятий регионального уровня, персонала госучреждений регионов России согласно законодательству регионального уровня;
- в-четвертых, то имущество, которое необходимо регионам для реализации полномочий, переданных на региональный уровень государственной власти федеральным законодательством.
В целях проведения выборов в части организационного и материально-технического снабжения этого процесса регионы России могут иметь в собственности следующие виды имущества:
- имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле деятельности региональных органов государственной власти и государственных учреждений региона;
- имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле процесса проведения выборов в региональные органы власти и референдумов;
- имущество архивных фондов, в том числе то, которое обеспечивает их хранение;
- имущество, которое необходимо для проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, эпидемий, бедствий, а также для ликвидации последствий этих событий;
- имущество, которое необходимо для осуществления охранных мероприятий в отношении природы регионального значения;
- совокупность автомобильных дорог и имущество, которое необходимо для обслуживания дорог регионального и межмуниципального уровня;
- имущество, используемое образовательными учреждениями;
- библиотечное имущество регионального уровня и межмуниципального уровня;
- музейные имущество, применяемое с целью организации хранения, публичного представления, а также исследование музейных фондов;
- имущество, которое предназначено для осуществления первичной помощи медико-санитарного характера, специализированных видов медицинской и скорой помощи, а также паллиативной помощи, экспертной помощи в медицинском плане, медицинских осмотров и освидетельствований, на территории регионов России;
- имущество, которое предназначено для осуществления обеспечения пожилых граждан, инвалидов, детей сирот в социальном и медицинском плане;
- имущество, которое предназначено для оздоровления и обеспечения отдыха детей;
- пожарное имущество;
- служебные помещения жилого назначения, предназначенные для государственных служащих регионального уровня;
- имущество, которое предназначено для осуществления официальной публикации нормативно-правовых актов регионального уровня и иной информации официального характера;
- спортивные объекты и иное имущество, которое предназначено для осуществления мероприятий, связанных с физической культурой и спортом;
- имущество, выступающее в качестве объектов культурного наследия;
- транспорт, предназначенный для осуществления пассажирских перевозок;
- имущество, которое предназначено для организации курортов и мест отдыха;
- имущество, которое предназначено для мер защиты от болезней животных;
- имущество, используемое в научных целях;
- имущество, предназначенное для осуществления надзора в сфере экологии и так далее.
Особенности управления и распоряжения собственностью субъектов России
Порядок управления собственностью регионов России установлен статьей 26.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с данной статьей обязанности управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации возлагаются на органы государственного управления регионального уровня. Право на такое самостоятельное управление региональной собственностью установлено рядом нормативных документов, к числу которых относятся:
- во-первых, Конституции Российской Федерации;
- во-вторых, федеральные законы;
- в-третьих, изданные в соответствии с требованиями федеральных законов нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации;
- в-четвертых, конституции или уставы, а также законы и иные нормативные правовые акты регионального уровня.
Органы государственного управления регионального уровня наделены правом передачи имущества, находящегося в региональной собственности, для временного пользования юридическим и физическим лицам, органам государственного управления федерального уровня и органам муниципального управления, а также правом отчуждения этого имущества, совершения иных сделок в соответствии с федеральным законодательством и региональными нормативно-правовыми актами.
Имущество, находящееся в региональной собственности, может быть приватизировано. Приватизация осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательными и иными нормативно-правовыми актами регионального уровня в соответствии с федеральным законодательством, включая нормативно-правовые акты Президента и Правительства России.
Замечание 1
Доходы, которые приносит использования собственности субъектов Российской Федерации, и поступление, полученные в связи с приватизацией этой собственности, включается в доходную часть регионального бюджета.
Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_sobstvennostyu_subektov_rossiyskoy_federacii/
Управление региональной собственностью
К региональной собственности относятся – республиканская собственность (субфедеральная), муниципальная, национально-общинная форма собственности. Региональная собственность в этих видах впервые получила официальное признание в Конституции России 1993 г. Рег.
собственность выступает экономической основой территориального хозяйствования, в се состав входят: земля, природные ресурсы, имущественные комплексы, финансовые средства территориально -коллективного пользования. Рег.собст.
необходимо учитывать, оценивать, оформлять в национальных счетах, кадастрах, паспортах регионов, проводить по кругу воспроизводство через платежи и налоги, ценные бумаги, залог и аренду. Управление собственностью является наиболее действующим рычагом управления экономикой региона.
Одной из объективных причин слабой управляемости регионального хозяйства являются просчеты в разделении госуд. Собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную.
Приватизация, осуществленная без соответствующего экономического обоснования, разделила экономику на сектора слабо взаимосвязанные между собой, однако хозяйство региона является единым, поэтому и имущество региона должно быть единым. В настоящее время в регионах отсутствует эффективные органы управления региональной собственностью. В наст.
Время право распоряжения федеральным и субфедеральным имуществом на местах принадлежит комитетам по собственности, однако, задачи этих комитетов ограничиваются лишь фискальными функциями учета и контроля. Сложности управления госуд. имуществом связано с отсутствием должного контроля за управлениями. Законодательно ответственность директора гос.
унитарного предприятия собственниками минимальна. Основные формы и методы управления и регулирования собственностью в регионе: – участие в собраниях акционеров – управление портфелем ценных бумаг – заинтересованность руководителей предприятий с помощью контрольной системы – целевые инвестиции в производство из гос. бюджета – предоставление инвестиционного налогового кредита – создание за счет средств гос. бюджета инфраструктуры, обслуживающей товаропроизводителей – осуществление эффективной амортизационной политики – внедрение лизинга – учреждение трастов, т.е. передача на конкурсной основе в доверительную собственность, принадлежащих региону пакета акций – гос.заказРЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ
Формирование регионального рынка является закономерным этапом развития экономики региона.
Региональный рынок – это определенная часть экономического пространства, где концентрируются экономические отношения по поводу распределения, потребления и производства необходимых для человека товаров, продуктов, услуг. В результате функционирования рег. рынка обеспечивается целостность социально – экономических структур территорий.
Структура рынка: функциональная и отраслевая
Основные условия функционирования рынка: – признание многообразия форм собственности и их юридическое равноправие; – конкуренция производителей и свободное ценообразование;
– открытость рынка; – развитая инфраструктура; – гос. регулирование конкурентных отношений и монополизма на товарных рынках и социальных отношений в регионе.
Рыночная инфраструктура региона – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики. Инфрастуктура включает в себя:- производственную инфр-ру; – социально-бытовую;
– институциональную (управленческую); – экологическую
элементы рыночной инфрастуктуры:
– посредничество на биржах; – внебиржевое посредничество (ярмарки, коммерческие выставочные комплексы). – социальные институты и управление образованием (центр занятости и переподготовки кадров, профсоюзы); – кредитно – финансовые инфраструктуры; – коммуникационные инфр-ры (связь, транспорт, кансалтинговые и аудиторские фирмы); – налоговая и таможенная инфрастуктура.
Региональный потребительский рынок. В состав потребительского рынка региона входят: – рынок продовольственных товаров; – рынок промышленных товаров; – рынок услуг.
Внешними проявлениями потребительского рынка региона выступают цены, которые определяются спросом и предложением товаров и услуг.
Факторами, влияющими на спрос являются: – доходы населения;
– число покупателей в регионе; – издержки производства;
– предпочтение населения; – демографические процессы;
– природные факторы и условия проживания населения.
Региональный рынок продовольственных товаров является наиболее динамичным, вследствие устойчивого спроса на продовольственные товары, его емкость определяется физиологическими потребностями населения и в основном зависит от платежеспособного спроса населения.
Рынок промышленных товаров – в его структуре выделят 2 группы товаров:
– товары повседневного спроса и дорогостоящие товары длительного пользования.
Рынок услуг – его особенностями являются:
– высокая динамичность рыночных процессов, связанных с характером спроса на услуги
– сегментация и локализация
– высокая скорость оборота капитала
– специфика организации производства (преобладает малое предприятие), специфика процесса организации услуг (личные контакты).
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговлей, оптовыми базами, посредническими организациями. Для оценки состояния потреб-го рынка используют показатели:– показатели движения товарной массы (товарооборот, товарные запасы);
– показатели рын. Инфраструктуры (наличие торговых площадей, складских помещений).
Чем выше уровень самообеспеченности и самодостаточности региона, тем выше эффективность функционирования регионального рынка.
Региональный рынок труда – соотношение предлагаемых рабочих мест и субъектов претендуемых на них. На рынке труда осуществляется купля – продажа труда как товара между собственниками средств производства и работниками, ценной данного является зар-плата.
Показателями, характеризующими рынок труда региона служит уровень безработицы. 5 видов безработицы: фрикционная, структурная, цикличная, скрытая, сезонная.
Рег. рынок недвижимости – сфера вложения капитала с целью получения прибыли. Недвижимость формирует центральное звено всей системы рыночных отношений. К недвижимости относится – земельные участки и все то, что с ними связано и перемещение чего-либо без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
По назначению объектов выделяют 4 сегмента рынка недвижимости:
– рынок земельных участков
– рынок жилья
– рынок нежилых помещений
– рынок промышленной недвижимости
Каждый из этих сегментов составляет: первичный и вторичный.
Рынок недвижимости развивается при наличии след. условий:
– наличие законодательной базы
-институциональные факторы
– макроэкономические факторы (инфляция, цена на недвижимость)
– кредитно – фискальные факторы
– социально- политические (платежеспособность)
-информационные факторы
-участники рынка недвижимости;- продавцы, покупатели, профессиональные участники, гос.органы.
Функции рынка: – установление равновесных цен; регулирующая функция; коммерческая; санированная (очищение от неконкурентных фирм); посредническая; инвестиционная; социальная функция.
Просмотров 639 | Эта страница нарушает авторские права |
Источник: https://allrefrs.ru/1-68953.html
Региональная собственность – экономическая основа территориального хозяйствования и управления
Определение собственности. Права и отношения собственности. Классификация форм собственности. Выделение региональной собственности. Институциональные изменения в экономике Удмуртии.
Наделение региональной собственностью. Региональная собственность и рентные платежи. Линии взаимодействия субъектов хозяйствования и управления по поводу отношений собственности.
Методы и органы управления собственностью в регионе.
Собственность – совокупность отношений между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными благами. Развитие рыночной экономики невозможно без многоукладности, что потребовало законодательного признания многообразия форм и видов собственности, их равенства.
Право собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.
Отношение собственности – это система отношений между субъектами по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь факторов производства.
В РФ право собственности и отношения регулируются в ГК (ст.209-306) Ст. 209 – собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.
Сейчас в РФ утверждается многообразие форм собственности, создаются предприятия различных форм собственности. Признаются частная, государственная, муницип. и иные формы собственности. Субъектами собственности, определяющими форму собственности могут быть граждане, юр. и физ.лица, предпринимательские объединения, общественные объединения, благотворительные фонды, религиозные организации, РФ, ее субъекты, местное самоуправление, совместные предприятия, иностр. граждане и т. д. Объектами права собственности явл.
: предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, деньги и др.
Сами формы собственности классифицируются от типа собственника (Российская, Государственная, Федеральная, муниципальная, частная собственность и др.)
Региональная собственность в рассматриваемых видах впервые получила официальное признание в Конституции РФ. Региональная собственность явл. эконом. основой территориального хозяйствования.
В ее состав входят земля, природные ресурсы, имущественные комплексы и финансовые средства территориально-коллективного пользования.
Региональную собственность необходимо учитывать, оценивать, оформлять, в национальных счетах, кадастрах, паспортах районов и городов, в бюджетах и фондах, проводить по кругу воспроизводства через платежи и налоги, ценные бумаги, залог и аренду инвестиции и т. д. Она явл.
не только предметом хозяйствования, но и средством регулирования экономических отношений в регионе. Субъектом региональной собств-ти явл. население. Многие вопросы разделения собственности в РФ не разрешены. Особенно это касается природно-ресурсных объектов и земли.
Механизмом разделения собственности между центром и регионами являлись договора: 17.10.95г. был заключен договор между Удмуртией и центром. Согласно этого договоравыделялись:
1) Федеральная собственность, в составе предприятий и организаций, выполняющих важные госуд.функции(оборонные, инфрастр-ные и др.)2) Собственность УР – предприятия и организации, обеспечивающие нужды УР (Объекты аграрно-промышленного комплекса, объекты муниципального хозяйства, земля, недра, природные ресурсы, бюджет УР)
3) Предприятия и организации совместного ведения, совместной, общей собственности.
Наделение региональной собственностью осуществляется через принятие соответствующих законодательных и правовых актов(Конституции, Законов и др.
); политику разгосударствления и приватизации; подписание договоров; принятие постановлений и указов.
В настоящее время осуществляется большой передел собственности между промышленными предприятиями и муниципальными органами (передача объектов соц.сферы в ведение органов местного самоуправления).
Важнейшей частью регион. собств-ти явл. земля и природные ресурсы. Эта часть собств-ти обладает уникальной способностью приносить дифференциальный доход, имеющий рентный характер. Под рентой понимается доход, который получает собственник природного ресурса.(земельная, горная, водная, лесная рента и др.
) Рента-это незаработанная сверхприбыль, поэтому подлежит акцизу в пользу общества и государства. В 1992г. был принят закон «О недрах» -вводилась система платежей, включающая в себя: 1) акцизы на отдельные виды минерального сырья 2) платежи за пользование недрами. С пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений, добычу и пользование.
3)отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
С2002г. был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПН)- отчисляется в % к выручке от нефти и газа. Недостаток налога – малодебетные месторождения стали невыгодными для эксплуатации и закрываются. На уровне регионов необходима концентрация рентных доходов на природные ресурсы для обеспечения комплексного социально-экономического развития регионов.
Эффективное хозяйствование неизбежно связано с решением комплекса вопросов между субъектами хозяйствования и управления по поводу отношений собственности. Собственность выступает при этом как одно из основных средств реализации интересов субъектов хозяйствования и управления. Выделяют следующие линии взаимодействия:
Страна-район. С целью разрешения противоречия и обеспечения единства государства осуществляется комплекс мер организационно-правового, экономического, финансового и административного порядка.
Это заключение договоров между регионами-субъектами РФ и Центром, формирование единого правового, финансового, бюджетного, налогового законодательства, т. е. единого экон.
Пространства, проведение активной региональной политики и т. д.
Отрасль-район. Район должен создавать условия для размещения отраслей, а отрасли способствовать комплексному развитию района и его специализации.Предприятие –район. Не только органы регионального и местного самоуправления, а сами предприятия должны стремиться к рациональному сочетанию локальных и региональных интересов. Важнейший аспект взаимоотношений предприятий и территории- формирование региональных и местных бюджетов.
Население-район. Проблемы развития – финансирование объектов бюджетной сферы, развитие сферы обслуживания населения, создание благоприятных условий жизни населения. С данной линией взаимоотношений непосредственно связаны такие вопросы, как приватизация объектов сферы обслуживания, развитие малого и среднего бизнеса, приватизация квартир, муниципализация.
Выделяют следующие методы управления собственностью в регионе:
1) участие в собраниях акционеров и правлениях АО при определении производственных планов
2) управление портфелем ценных бумаг – достижение намеченного уровня их доходности
3) целевые инвестиции в производство из госбюджета
4) предоставление инвестиционного налогового кредита для целей модернизации и реконструкции предприятий
5) создание за счет средств госбюджета инфраструктуры, обслуживающей товаропроизводителей
6) осуществление эффективной амортизационной политики
7) внедрение лизинга, т. е. предоставление государственного имущества в долгосрочную аренду, например для поддержки предприятий малого бизнеса
8) внедрение факторинга, т. е. выкуп платежных требований у поставщиков товаров
9) госзаказ и др.
В целом, следует признать, что в настоящее время управление собственностью в регионах находится в неудовлетворительном состоянии. Не осуществляется мониторинг за эффективностью использования объектов собственности. Более того, в Удмуртии до сих пор не проведена инвентаризация объектов региональной собственности.
Одним из недостатков эффективного управления собственностью явл. отсутствие практических маркетинговых и финансовых знаний и навыков у директоров и других руководящих должностных лиц.До сих пор в регионах не сформированы эффективные органы управления региональной собственностью. Право распоряжения федеральным и субфедеральным имуществом на местах принадлежит Комитетам по собственности.
Их задачи ограничиваются фискальными функциями учета и контроля. Сложности управления госимуществом во многом связаны с отсутствием должного контроля за управляющими. Законодательно ответственность директора госуд.
унитарного предприятия перед собственниками – государством и своими работниками – минимальна. Поэтому здесь зачастую допускаются субъективные решения отнюдь не в интересах государства. Особенно это характерно для предприятий со смешанной формой собственности.
Если государство, имея пакет акций на предприятии, активно не участвует в управлении, то всем заправляет директор.
Источник: https://studopedia.org/8-166264.html