Понятие публичный собственник

Содержание

Публичные субъекты как собственники

Понятие публичный собственник

Ну, понятно, здесь федеральная, региональная собственность и собственность муниципальных образований.  Под государственным имуществом понимается собственность федеральная и субъектов, а муниципальная к государственной не относится, хотя разницы нет, и то и другое публичная собственность.

Еще раз напоминаю, есть популярная тенденция – признание коммунальной собственности (собственность принадлежит не публично-правовому образования, а непосредственно народу, который населяет ту или иную территорию).

Такого у нас пока нет.

Итак, имущество которое принадлежит публичному субъекту делится на то имущество, которое находится в общем пользовании и то имущество, которое не находится в таком общем пользовании.

Если мы говорим о публичной собственности, то у нас есть еще один термин – казна.

Суть казны в следующем: публичное имущество, это имущество, которое принадлежит публичному образованию на праве собственности, можно разделить на еще одном основании – это имущество, предоставленное публичным собственником предприятиям и учреждениям.

Очень большой массив публичной собственности предоставляется публичным собственником, созданным им юридическим лицам – предприятиям и учреждениям. Публичное образование, если создает другие юридические лица и наделяет их имуществом, то эти юридические лица уже получают имущество на праве собственности. Т.о.

это имущество уже перестает быть собственностью гос-ва, а вот с предприятиями и учреждениями это все равно собственность публичная. Так вот, вот это переданное на праве хоз.ведения или оперативного управления имущество это НЕ казна.

Казной является то, что остается от публичной собственности, от публичного имущества после того, как имущество передается учреждениям и предприятиям. Прежде всего, это средства бюджета. Предприятие не собственник, но отвечает переданным им имуществом по своим долгам. По сути, предприятие отвечает по свои долгам чужим имуществом – специфика права хоз.ведения.

Поэтому, если вы судитесь с предприятием, вы можете обратить взыскание на государственную собственность, переданную на праве хоз.ведения. Вы можете судиться и с государством и как таковым, не с предприятием и не с учреждением. Сейчас обсуждают случай, когда в результате преступных действий пристава ушло имущество, на которое взыскатель мог обратить взыскание, т.е.

лицо выиграло суд, пришло к приставу с исполнительным листом, пристав наложил арест, потом по каким-то причинам он снимает этот арест, а через день накладывает – после этого с должника ничего не получить. Взыскатель потом обращается с иском к РФ, т.е. пристав был в лице РФ как должностное лицо. Т.е. обращается к казне. Т.е. здесь уплывает в качестве ответчика соответствующее публичное образование как таковое. Кроме того, если вы выиграете такой иск, то обращение взыскания будет осуществляться по правилам бюджетного законодательства. Т.е. специфика обращения взыскания на казну урегулировано бюджетным кодексом.

В чем еще специфика публичной собственности? Разумеется, в том, что определенные виды собственности могут относиться только к публичной собственности (недра, лесные участки, атомные объекты и т.д.). Существенным образом отличается возможность распоряжения публичной собственностью.

Есть различного рода ограничения. Пожалуй, главное отличие публичной собственности заключается в правилах приватизации.Публичная собственность не может быть в общегражданском порядке передана частному лицу. Здесь не может просто быть купля-продажа, дарение и т.д.

Это осуществляется только в специальном порядке, который предусмотрен законом о приватизации, любое иное исключено совершенно.

Есть два основных закона о приватизации: закон о приватизации жилищного фонда и общий закон о приватизации, который распространяется на все остальное имущество, помимо жилых помещений.

Еще специфика – публичный собственник не может отказаться от имущества, которое ему принадлежит. Частный собственник может отказаться от имущества, а вот публичный не может.

Еще специфика – специальные способы обращения взыскания и специальные способы приобретения имущества, например, конфискация, приобретение вымороченного имущества – эти способы доступны только публичному образованию.

Если мы говорим о распоряжении в целом, то специфика распоряжения выражается не только в приватизации, в принципе, любые распорядительные сделки, если распоряжается своим имуществом публичное образование, они урегулированы специальным законодательством, поэтому что аренда, что установление сервитута на публичные земельные участки и т.д. и т.д. все это подробно регулируется в законе.

Есть еще принудительное изъятие, которое может осуществляться не только как санкция, как конфискация, оно может осуществляться независимо от поведения частного собственника, чаще всего мы с этим сталкиваемся, когда речь идет о выкупе для каких-то публичных нужд – это очень важная специфика.

Только в отношении публичного имущества могут устанавливаться некоторые вещные права, прежде всего, это право хоз.ведения. Оперативное управление возможно и в отношении частного имущества. А вот хоз.ведение только в отношении публичного имущества.

Суперфиций (существует только на публичные земельные участки). У нас прямо так не называют – это предусмотренное земельным и градостроительным кодексом аренда для строительства определенных видов зданий.

По сути, это совершенно самостоятельное право де-факто являющееся суперфицием. Вам принадлежит на этом праве земельный участок, и вы можете на основании этого права обладать на праве собственности зданием, которое находится на этом участке.

 

ГК РФ зачем то говорит нам о том, кто может выступать от имени публичных образований в отношениях, связанных с управлением публичной собственностью, но это, наверное, и так понятно – государственные органы, выступающие от имени публичного образования.

Самое главное – права публичного и частного собственника защищаются равным образом! Пример с вымороченным имуществом: собственник умирает, квартира поступает в собственность города, и довольно часто эта квартира после различных махинаций оказывается у добросовестного приобретателя. Вот здесь и возникает вопрос о равной защите.

Вам уже известно, даже у добросовестного возмездного приобретателя можно изъять, если имущество похищено. Должны ли эти правила применяться в той же мере даже когда имущество похищено у публичного образования, когда этим объектом является жилое помещение и добросовестным приобретателем является физическое лицо.

Должны ли мы здесь соблюдать этот конституционный принцип или нет? Сложный вопрос. ЕСПЧ по ряду дел говорил, что если мол потерпевшей стороной является публичное образование, то его мы должны защищать меньше, чем частное лицо. Здесь есть резон.

Ведь вымороченное имущество для чего поступает в собственность публичного образования? Для того, чтобы оно распределило это имущество каким-то нуждающимся лицам по договору социального найма и все больше не для чего, у гос-ва своего интереса нет.

На одной чашке весов добросовестный приобретатель, который живет в этой квартире, а с другой стороны – публичное образование, для которого такая квартира в рамках государственного масштаба ничего не значит. Да и само государство само создало эту регистрацию прав на недвижимое имущество, в рамках которой смогло произойти вот это добросовестное приобретение.

Поэтому ЕСПЧ и говорит, что в таком случае о частном лице нужно заботиться больше. Более того, это и обеспечивает равенство, т.е. для того, чтобы обеспечить равенство возможностей, иногда кого-то нужно умолить. Сейчас в наш ГК будут вносить изменения для подобного рода случаев, посмотрим, что получится. Но в целом, конечно, нужно иметь в виду, что на практике этот принцип равной защиты не всегда срабатывает.

Да, мы с вами как- то говорили, когда говорили о публичных образованиях как субъектах, что их правоспособность носит специальный характер, что они существуют лишь для выполнения определённых функций, поэтому теоретически и перечень имущества, который может принадлежать публичным образованиям должен быть ограниченным.

Публичному образованию может принадлежать только то имущество, которое ему необходимо для выполнения общественных задач. Под этой мыслью законодательное основание есть: 2 фед. закона об общих принципах организации исполнительной власти и муниципальной. Где эта мысль прямо и выражается.

Что публичному образованию может принадлежать то имущество, которое ему необходимо для выполнения общественно полезных функций. Характер декларативный, никаких последствий нет, что если вдруг в собственность публичного образования попадёт имущество, которое ну никак не может быть использовано для выполнения общественных задач.

По крайней мере, на законодательном уровне эта мысль прозвучала, что на праве собственности публичному образованию может принадлежать то имущество, которое ему необходимо для выполнения своих задач вот этих.

Тем не менее, даже если это имущество, если скажем собственность города СПб попадает имущество, которое ну вроде бы никак не может быть использовано для публичных целей, я ни разу не встречал случаев, когда публичное образование понуждало к отчуждению этого имущества.

Есть основание как прекращение прав собственности на том основании, что этому субъекту это имущество не может принадлежать. Скажем, Вы унаследовали оружие, а у вас нет лицензии. Вот в и должны произвести отчуждение этого имущества, потому что оно вам принадлежать не может. К публичным основаниям такое не применяется. Это декларация. Но, тем не менее, это в законе есть и нужно об этом знать.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 173;

Источник: https://studopedia.net/5_28009_publichnie-sub-ekti-kak-sobstvenniki.html

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Понятие публичный собственник

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Как взять в аренду землю под строительство дома?

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация.

    Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.

  3. Обязательственные отношения.

    Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.

  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций.

    Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Публичная форма собственности на землю, и другие объекты недвижимости: определение, использование

Понятие публичный собственник

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Публичная собственность

Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

  1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
  2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
  3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
  4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями. Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

Права государства на землю

Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

Региональные властные структуры отмечаются термином муниципалитеты.

Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

  • земли заповедников и иных природоохранных зон;
  • земли приграничных территорий;
  • земли путей федерального значения;
  • места расположения стратегических полезных ископаемых;
  • зоны могильников вредных отходов;
  • территории лесов и водных объектов.

Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

Собственность муниципалитетов в отношении земель

Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

Распоряжаться муниципальные власти вправе:

  • землями сельскохозяйственного назначения;
  • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
  • землями запаса.

Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

  • национализация;
  • конфискация;
  • реквизиция.

Конфискация земли, как вид изъятия имущества, представляет собой безвозмездное изъятие из частного владения в случаях, когда это владения являлось незаконным согласно нормам Гражданского Кодекса. По другим причинам конфискация не допускается.

Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований. Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого. Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

Отличие публичной собственности от частной

Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит.

Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

  1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
  2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
  3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

Права частных лиц на земли в публичной собственности

Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами. Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

Помимо указанного благотворного влияния на жизнь общества, частные лица могут непосредственно воспользоваться землями, находящимися в публичном владении. В этих целях за ними предусмотрено право аренды таких земель и право приватизации.

Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов. Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами. Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса.

Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях.

А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

Порядок пользования землями в публичной собственности

Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

  1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
  2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
  3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
  4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

Последний пункт осуществлять лично не обязательно. Ведь в любом случае государственный орган, с которым был заключен договор, обязан направить его на соответствующую регистрацию.

Пользование земельным владением должно осуществляться в рамках и порядке, установленных договором.

Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость. И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.

Источник: https://neuristu.ru/zemlya/publichnaya-forma-sobstvennosti-chto-znachit.html

«Чьей является собственность публично-правовых образований?» – Яндекс.Знатоки

Понятие публичный собственник

/ Недвижимость / Земельный участок / Право собственности / Формы собственности

Назад

: 14.07.2017

Время на чтение: 12 мин

0

26

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Основания для возникновения
  • Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  • Права и обязанности участников
  • Отличия от частной собственности

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами.

Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Кадастровая карта Росреестра позволяет определить, что интересующий участок зарегистрирован именно в таких границах и подлежит эксплуатации именно для определённого вида деятельности.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Право собственности

Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

  • не причиняет ущерба окружающей среде;
  • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.
  • Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

    Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

    В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

    Имущественные права государственных публично-правовых образований

    Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

    • является имуществом РФ (федеральная собственность);
    • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

    Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

    Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

    Источник: https://uk-mishino.ru/nezhilaya-sobstvennost/publichno-pravovyh-obrazovanij.html

    Что это значит, собственность публично-правовых образований в 2020 году – участка, земля, форма

    Понятие публичный собственник

    Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

    Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству.

    Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

    Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

    • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    Задать вопрос

    Отличия данных видов

    В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

    Цели установления

    Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

    При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.

    Основание

    Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

    Описание процедуры установления

    Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

    Публичный

    При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

    Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

    В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

    Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

    Законодательная база

    До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

    Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

    • Земельный кодекс РФ;
    • Гражданский кодекс РФ.

    Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

    Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

    • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
    • путем получения земли, не имеющей собственника;
    • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

    Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

    Этапы развития отношений

    Земельное право в России фактически не претерпело изменений с 1917 г.

    Новый этап начался с введением разных форм собственности после распада СССР, конституционных нововведений, становления положений Земельного кодекса.

    Но, как и раньше, сегодня территории России подлежат сначала межеванию, а затем выделению отдельных участков, которые в дальнейшем можно передавать в собственность от государства к другим лицам.

    Настоящие собственники земель, у которых уже есть права, могут распоряжаться своими участками. Исключение составляет тот факт, что сегодня существует больше форм собственностей по сравнению с прошлыми днями.

    Распоряжение общественным имуществом

    Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

    Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

    Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

    >

    Сен 10, 2019adminlawsexp

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.