Понятие обращение граждан

Обращение граждан

Понятие обращение граждан

10.11.2011 -irina- Рубрика: Лекции»

Обращение граждан

Понятие, формы и виды обращений граждан

Обращение граждан наряду с республиканскими и местными собраниями, референдумом, правотворческой и законодательной инициативы являются одной из прямой форм демократии, предусмотренных действующей Конституцией РБ, т.е. являются формой непосредственного участия граждан в принятии решений на республиканском и местном уровне.

В настоящее время действует закон «Об обращении граждан» от 6 июня 1996г. в редакции от 1 ноября 2004г. Однако с 18 января 2012г. вступает в действие новый закон от 18 июля 2011г., который называется «Об обращении граждан и юридических лиц».

Указанные законы распространяют свое действие на обращение физических и юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению, в порядке конституционного судопроизводства, а также гражданского, административного и уголовного законодательства. Данный закон не распространяется на переписку государственных органов и должностных лиц.

Под обращением понимают индивидуальное или коллективное заявление, предложение или жалобу, которые изложены в письменной, электронной и устной форме. Формами представления обращений, таким образом, являются:
  1. Индивидуальная и коллективная.
  2. Первичная и повторная.
  3. Имеющая адресата и анонимная.
  4. Письменная, электронная и устная.

Видами обращений являются следующие:

  1. Предложения – это рекомендация по улучшению деятельности органов и организаций, иных лиц, совершенствованию правового регулирования государственной и общественной жизни, а также и решение иных вопросов в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах деятельности.
  2. Заявление – это ходательство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, которое не связанно с их нарушением, а также сообщение о нарушении законодательства и недостатков в работе государственных органов, иных организаций и индивидуальных предприятий.
  3. Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан.

Под анонимным обращением понимают обращение, в котором не указаны Ф.И.О. заявителя, либо данные о его месте жительства, работы или учебы либо отсутствует личная подпись. В соответствии со ст.40 Конституции и действующим законом правом на обращение обладает любое лицо, независимо от его отношения к гражданству РБ и места нахождения.

Граждане и иные лица реализуют право на обращение лично через свои зарегистрированные органы либо через своих представителей, при чем один вариант обращения не исключает все остальные варианты обращения.

Право на обращение реализуется гражданами добровольно. Должностные лица и иные работники государственных органов и организаций не имеют право разглашать сведения, ставшие им известными из обращения граждан или при работе с обращениями, если данные сведения касаются личной жизни граждан, а также государственных секретов, коммерческой или иной охраняемой законом тайной.

Не являются разглашением сведений, указанных выше, если подобное происходит по требованию органов дознания, предварительного следствия или суда и иных предусмотренных случаях законодательством. Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан, их представителей и членов семей в связи с направленными ими обращений в государственные и иные организации.

Заявители имеют право:

  1. Подавать обращения и излагать свои доводы должностным лицам.
  2. Знакомиться с материалами, которые непосредственно относятся к рассмотрению обращения (за исключением информации, охраняемой законом).
  3. Представлять дополнительные документы или сведения, либо обращаться с просьбой о предоставлении подобных документов (если это не противоречит условию защиты охраняемой законом информации).
  4. Отозвать свое обращение до его рассмотрения по существу.
  5. Получать ответы на обращение в сроки, установленные законом.
  6. Обжаловать в установленном порядке ответы на обращение или отказы рассмотреть обращение по существу.
  7. Иные права, предусмотренные законом.

Обязанности заявителей:

  1. Соблюдать требования законодательства.
  2. Вежливо и корректно относиться к работникам органов и организаций (в том числе не допускать оскорбительных и нецензурных выражений).
  3. Своевременно информировать органы и организации, рассматривающие обращение, об изменении своего места жительства и пребывания.
  4. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законом.

Обязанности органов и организаций, рассматривающих обращение:

  1. Обеспечивать внимательное, ответственное и доброжелательное отношение к заявителю.
  2. Не допускать формализма, бюрократизма, грубости и неуважения к заявителям.
  3. Принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.
  4. Принимать законные и обоснованные решения.
  5. Информировать заявителей о принятых решениях (в установленные законом сроки).
  6. Принимать меры в рамках своей компетенции по восстановлению прав, свобод и законных интересов граждан.
  7. Обеспечивать контроль за исполнение принятых решений.
  8. Решать вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав, свобод и законных интересов граждан (в установленном законом порядке).
  9. Разъяснять заявителю порядок обжалования ответов и отказов на обращение.
  10. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законом.

Приведенные выше права и обязанности заявителя, обязанности органов и организаций является новеллой белорусского законодательства и присутствует в законе, который вступает в дейтсвие в январе 2012года.

Порядок работы с обращением граждан

Основными требованиями, которые предъявляются к обращениям граждан и юридическим лицам являются:

  1. Обращения подаются на государственных языках РБ.
  2. Письменные обращения должны содержать:

    1. Наименование или адрес организации или должность лица, к которому направляется обращение.
    2. Ф.И.О. либо инициалы гражданина.
    3. Адрес места жительства (нахождения) или место учебы (работы).
    4. Изложение сути обращения.
    5. Личная подпись гражданина.

В случае обращения юридического лица следует указывать его полное название и адрес, фамилия, инициалы и должность должностного лица, а также личную подпись руководителя заверить печатью.

В соответствии с законом подача заявлений и предложений сроками не ограничено, а жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав и законных интересов. Указанный срок в случае его пропуска по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, подлежит восстановлению по решению руководителя органа или организации, в которых рассматривается жалоба.

В соответствии с законом обращение физических и юридических лиц должны быть поданы в органы или организации, к компетенции которых относятся решение вопросов, изложенных в обращении.

В случае направления или поступления обращения в орган или организацию, в компетенцию которых не входит решение изложенных в обращении вопросов, то данные структуры в течение 5 дней должны направить обращение для рассмотрения в органы или организации в соответствии с их компетенцией, кроме того они обязаны уведомить заявителя, в указанный выше срок, в какой орган или организацию и в каком порядке ему следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.

В случае, если обращение содержит информацию о готовящимся, совершенном или совершаемом преступлении, а также ином правонарушении, то данные обращения должны быть в пятидневный срок направлены в правоохранительные и иные государственные органы для оперативного реагирования.

При рассмотрении устных обращений, которые направляются в органы или организации во время личного приема должностным лицом заявителя в порядок обращения в организацию, компетенцию рассмотреть изложенные вопросы, разъясняется должностным лицом непосредственно в течение личного приема.

Анонимное обращение в общем случае не рассматриваются, однако, исключение составляют те из них, которые содержат сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

В соответствии с законом запрещено направлять жалобы, поступившие в органы или организации на рассмотрение тем органом и должностным лицом, действие которых обжалуется заявителем.

Общим сроком рассмотрение обращений является один месяц со дня регистрации обращения в органе или организации, его получивших. Сроки могут исчисляться как в календарных днях, так и в месяцах. Для обращений, направленных в международные организации, срок рассмотрения обращения может быть увеличен до 6 месяцев.

Срок рассмотрения обращений истекает в соответствующее число последнего месяца рассмотрения, в том случае, если в месяце нет соответствующего числа, то в последний день этого месяца, а если последний день срока рассмотрения приходится на нерабочий день, то последним днем считается следующий за ним рабочий день.

В течение указанного срока орган или организация, их должностные лица должны предоставить письменный ответ заявителю, а в том случае, если работа с обращением требует дополнительного срока, должностное лицо письменно уведомляет заявителя о дополнительном сроке рассмотрения продолжительностью до одного месяца.

Для жалоб установлены более краткие сроки, продолжительностью до двух недель. Это связано с необходимостью оперативной и эффективной защиты нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц. В том случае, если рассмотрение жалобы требует дополнительного изучение материала, то допускается увеличить срок рассмотрения до месяца, о чем заявитель должен быть уведомлен в течение первых двух недель.

В том случае, если ответ на первичное обращение физического или юридического лица не удовлетворяет заявителя, а также если он не соответствует требованиям своевременности, полноты и правдивости информации, то физическое или юридическое лицо может обжаловать данный ответ на обращение.

Жалоба направляется в вышестоящую организацию, информацию о которой должен предоставить орган или организация, рассмотревший первичное обращение. В том случае, если ответ вышестоящей организации не удовлетворяет заявителя, он имеет право обжаловать ответ в суд.

Жалобы в суд направляются также в случае отсутствия вышестоящей организации после первичного рассмотрения обращения.

На ряду с жалобой физическое или юридическое лицо может направить повторное обращение, в том случае, если считает, что не получил ответа по существу.

Однако орган, рассмотревший обращение гражданина или иного лица, в случае отсутствия в повторном обращении новой информации об обстоятельствах, связанных с существом вопроса, может дать ответ заявителю о невозможности предоставить ему иную информацию и заявить о прекращении переписки с заявителем. Подобное прекращение переписки может стать самостоятельным поводом для обжалования, в том числе в судебном порядке.

Все вышеуказанные процедуры распространяются, в том числе и на электронные обращения по средством электронной почты или сети Интернет.

Ответственность за нарушения, связанные с обращением граждан

Государственные и иные органы или организации, их должностные лица несут предусмотренную законом ответственность за нарушение порядка работы с обращениями и рассмотрение обращений граждан и иных лиц.

Данная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и УК.

С другой стороны предусмотренная ответственность для заявителей, если в поданных ими обращениях содержится клевета или оскорбление, либо если они совершают противоправные деяния при подаче и в процессе рассмотрении обращений.

В целях совершенствования работы с обращениями органы и организации, их должностные лица обязаны изучать, анализировать и систематизировать вопросы, содержащиеся в обращениях, а также данные о количестве и характере обращений и принятые по ним решений. Полученные данные должны размешаться на официальных сайтах органов и организаций, в их информационных биллютенях.

Там же могут быть размещены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан обязаны осуществлять должностные лица и вышестоящие организации, а надзор соблюдения законодательства уполномочены осуществлять государственные контрольно-надзорные органы.

Закон предусматривает гражданско-правовую ответственность, которая предполагает возмещение ущерба гражданам и иным лицам в связи с нарушением их прав при рассмотрении обращений. С другой стороны расходы, понесенные органами и организациями, связанные с проверкой обращений, которые содержат заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан – недобросовестных заявителей.

И в том, и в другом случае возмещение ущерба осуществляется в судебном порядке.

Обращение граждан, Понятие, формы и виды обращений граждан, виды обращений граждан, Порядок работы с обращениями граждан, Ответственность за нарушения

Метки текущей записи:

виды обращений граждан, вопрос, действие, документы, закон, новый закон, Ответственность за нарушения, Понятие, Порядок работы с обращениями граждан, права, права и обязанности, право, производства, республика, Обращение граждан, формы и виды обращений граждан

Источник: http://bip-ip.com/obrashhenie-grazhdan/

Право обращения граждан в органы государственной власти

Понятие обращение граждан

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа.

Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения.

Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Источник: https://myjus.ru/konstitucionnoe-pravo/obrashhenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Обращения граждан как механизм реализации и защиты прав

Понятие обращение граждан

Информация о материале : 30.11.

-0001 02:30 14549

Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лица, в различные организации предусмотрено, прежде всего Конституцией РФ (статья 33 – Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

Специальный закон об обращениях граждан еще не принят, поэтому по-прежнему действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”.

В субъектах РФ приняты собственные законы об обращениях граждан, например, в Москве это Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 “Об обращениях граждан”. Обращение в суд помимо Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) регулируется, в частности, Законом РФ от 27 апреля 1993 г.

“Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Под обращениями понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Обращения могут быть индивидуальными и коллективными.

Виды обращений:

  • Предложение – обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
  • Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, другими нормативными актами.
  • Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.
  • Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
  • Коллективные обращения – обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.
  • Петиции – коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.

Обращения могут быть устными и письменными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменные обращения граждан должны содержать:

  • наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы,
  • изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства,
  • фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны,
  • дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Обращение может подаваться следующим образом:

  • в ходе личного приема;
  • направляться по почте;
  • передаваться через канцелярию, секретариат, экспедицию.

Обращение следует подавать таким образом, чтобы у заявителя оставались доказательства, подтверждающие сам факт подачи обращения, и его дату.

Такими доказательствами может быть роспись принявшего лица на втором экземпляре обращения, уведомление о вручении при направлении по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, квитанция о приеме документов, выдаваемая канцелярией или экспедицией.

К обращению необходимо прилагать копии документов, относящихся к нему или подтверждающих изложенные в нем обстоятельства. Если обязательно предоставление оригиналов, необходимо сделать для себя копии. О том, что к обращению прилагаются документы, необходимо указывать в тексте обращения.

Обращения должны подаваться в орган, должностному лицу, к ведению которого относится решения данного вопроса.

Вместе с тем, если обращение подано в орган (должностному лицу), к ведению которого не относится решение данного вопроса, должны принять письменное обращение и в 5-дневный срок направить его по принадлежности, уведомив об этом заявителя, а если обращение подается в ходе личного приема – разъяснить, куда следует обратиться.

Обращения должны разрешаться по существу в срок не более 1 месяца с момента подачи. Если вопрос сложен, требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен в виде исключения, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока рассмотрения обязательно должен быть уведомлен заявитель.

В случае, если обращение не требует дополнительного изучения и проверки, оно должно разрешаться безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за соблюдением законов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при работе с обращениями граждан.

В случае, если гражданин не удовлетворен результатами рассмотрения его обращения, он вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности с жалобой на вынесенное решение. Вышестоящий орган не вправе передать жалобу для разрешения по существу в тот орган, решение которого обжалуется.

Гражданин имеет право не обжаловать вынесенное решение в вышестоящий орган, а обратиться с жалобой сразу в суд. Суд не вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что заявитель не обращался в вышестоящий орган.

Рассмотрение жалобы в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ.

Одним из действенных вариантов осуществления и защиты прав является обращение к депутатам законодательных органов (Государственная Дума РФ или законодательный орган субъекта РФ). Согласно действующему законодательству, депутаты обязаны вести прием избирателей, рассматривать их обращения. Сроки работы с обращениями для депутатов те же.

Обращения можно подавать как лично, на приеме, так и по почте или через канцелярию (секретариат, экспедицию) законодательного образа. Можно обращаться как к депутату, избранному по избирательному округу, в котором проживает заявитель, так и депутату, возглавляющему или входящему в комитет, занимающийся вопросами, относящимися к обращению.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/837-vw-837

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.