Понятие оборотоспособности земельного участка
Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота
Оборот земельных участковосуществляется в соответствии с гражданским законодательством и положениями Земельного кодекса РФ.
Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если земельный участок не ограничен в обороте (ст. 129 Гражданского кодекса РФ).
Земельный кодекс РФ, исходя из специфики земли как особого природного объекта, предусматривает особые условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот, и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки.
Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида.
К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок.
Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами.
Государство и муниципальные образования в качестве собственников ограниченных в обороте земельных участков вправе совершать с ними только те виды гражданско – правовых сделок, которые направлены на передачу прав пользования (например, договор аренды или безвозмездного пользования).
2. Земельные участки, изъятые из оборота
Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 Земельного кодекса РФ);
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций федеральной службы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Кроме того, Земельным кодексом РФ установлены следующие запреты (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ):
- на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры;
- на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).
3. Земельные участки, ограниченные в обороте
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п. 5 ст.
27 Земельного кодекса РФ):
- в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота);
- не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований;
- предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения
- занятые объектами космической инфраструктуры;
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим.
4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения
- установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
- определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Основные принципы, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения:
- сохранение целевого использования земельных участков;
- установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
- преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
- преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
- установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.
Особое правило установлено в отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями – действие Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на указанные земельные участки не распространяется.
Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote-i-izyatye-iz-oborota/
Оборотоспособность земельных участков и ее значение в 2021 году
Время чтения: 3 минут
Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения.
Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.
Понятие оборотоспособности земель
Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Законодательные акты регламентируют порядок свободного отчуждения или перехода наделов от одного лица к другому. Это может стать результатом реорганизации юридического лица, наследования или совершиться иным способом, например, на основании сделок по отчуждению.
Таким образом, оборотоспособность земельного участка – это свойство наделов становиться объектами подобных отношений. Если соответствующие территории не относятся к категориям, которые ограничены в обороте или исключены из него, то, на основании ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право:
- свободно владеть,
- распоряжаться;
- пользоваться таким наделом.
В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.
Кроме того, земли, исключенные из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
Какие земли считаются изъятыми из оборота
Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:
- организаций ФСБ;
- закрытых административно-территориальных образований, создание которых обусловлено особыми видами их деятельности;
- органов и учреждений Федеральной пенитенциарной службы;
- гражданских и воинских захоронений;
- организаций федеральных органов госохраны;
- использования атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
В этот перечень также включены земельные участки, изъятые из оборота, на которых расположены:
- государственные национальные парки и природные заповедники, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК;
- инженерно-технические сооружения, линии коммуникаций и связи, возведенные с целью охраны и защиты государственной границы РФ;
- здания и сооружения, в которых находятся военные суды;
- строения и сооружения, где дислоцированы воинские формирования и органы, ВС РФ, другие войска.
Земли с ограниченной оборотоспособностью
Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.
Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений. Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:
- принадлежат лесному фонду;
- находятся в границах охраняемых природных площадей;
- содержат муниципальные или государственные водные объекты;
- предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
- заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;
- заняты под объекты космической отрасли;
- зарезервированы для государственных или муниципальных потребностей;
- выделены для выпуска наркотических средств и ядовитых веществ;
- отнесены к закрытым территориально-административным образованиям;
- предоставлены для нужд организаций транспорта – речных, морских портов, аэропортов, вокзалов и аэродромов;
- выделены на нужды связи;
- находятся под объектами гидротехнических сооружений;
- подверглись биогенному поражению, загрязнены радиоактивными веществами, опасными отходами. К этой категории относятся и прочие земли, подвергшиеся деградации;
- расположены в первых двух поясах санитарных зон охраняемых водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.
ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником. Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:
- иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства.
Нюансы ограничения отдельных видов территорий
Ограничение оборотоспособности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Правила оборота земель лесного фонда (лесных участков) и его особенности устанавливает Лесной кодекс РФ.
Согласно нормам ЗК, к землям водного фонда относятся площади:
- на которых размещены гидротехнические сооружения и прочие строения, расположенные на водных объектах;
- находящиеся под поверхностными водами объектов.
Участок земли как объект имущественных прав в границах береговой линии водной территории не формируется. Таким образом, ограниченный имущественный оборот касается только земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут предоставляться в аренду.
Выводы
Согласно ЗК РФ, использование наделов земли регулируется путем разделения их на находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании, а также на те, что в этом ограничены или вовсе исключены из оборота. Перечень таких территорий и ограничения по их эксплуатации регламентированы законодательством.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/oborotosposobnost-zemelnyx-uchastkov.html
Глава 7
СДЕЛКИКАКОСНОВАНИЕВОЗНИКНОВЕНИЯИПРЕКРАЩЕНИЯПРАВНАЗЕМЛЮ
Какуже говорилось ранее, сделки являютсяодним из правовых основанийвозникновения и прекращения прав наземельные участки.
Важность этого правовогоинститута, большой объем норм, регулирующихсделки, а также и то, что заключение,реализация и прекращение сделоквключают в себя широкий круг отношений,обусловилито, что рассмотрение этого вопросавыделено в самостоятельную главу.
Посколькузаключение сделок с земельными участкамиявляется одним из основных способоввключения их в оборот, данная главаобращаетсяк рассмотрению понятия и содержанияоборота земельныхучастков.
§ 1. Правовое регулирование оборота земельных участков
ДействующийЗемельный кодекс РФ не содержитспециального разделаоб обороте или сделках с земельнымиучастками. Однако это неозначает, что земельное законодательствоне регулирует этот круг отношений.
В ЗК РФсодержится ряд норм, устанавливающихобщие начала оборотаземельных участков: устанавливаютсяопределенные требования коборотоспособности и соответственнообороту земель, установлены критерииизъятия из оборота и ограничения вобороте земельных участков.
Понятие оборотоспособности земельного участка. Правовое регулирование оборота земельных участков
В качественедвижимого имущества земельныйучасток наделен таким правовым качеством,как оборотоспособность. Подоборо-тоспособностьюсогласно ст.
129 ГК РФ, установившейобщее понятие оборотоспособностигражданских прав, следует пониматьвозможностьземельного участка свободно отчуждатьсяили переходить от одного лицак другомув порядке универсального правопреемства(наследование, реорганизацияюридического лица) либо иным способом,если они не изъятыиз оборота или не ограничены в обороте.Из общего положенияоб оборотоспособности земельных участковисходит и ст. 260 ГК РФ,которая устанавливает, что лица, имеющиев собственности земельный участок, вправе продавать его,дарить, отдавать в залог или сдаватьв аренду и распоряжаться им иным образом(ст. 209 ГК РФ) постольку,поскольку соответствующие земли наосновании закона не исключеныиз оборота или не ограничены в обороте.
Ограничениеили изъятие из оборота определеноЗемельным кодексом как утвержденныезаконом условия, при которых земельныеучасткине могут переходить в собственностьустановленных субъектов(граждан, иностранных граждан, иных лиц— участников оборота), атакже не могут быть объектом сделок.
При этомземельные участки, изъятые из оборота,в соответствии суказанной статьей ГК РФ должны бытьпрямо указаны в законе, а земельныеучастки, ограниченные в обороте(ограниченно оборото-способные),определяются в порядке, установленномзаконом. И в соответствиис ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природныересурсы могут отчуждаться или переходитьот одного лица к другому иными способамив той мере, в какой их оборот допускаетсязаконами оземле и других природных ресурсах.Такимобразом, ограничение, изъятие из оборота,ограничение оборота,а также и допущение к обороту земельныхучастков должны бытьурегулированы земельным законодательством,а именно Земельным кодексом РФ, инымифедеральными законами.
К упомянутымфедеральнымзаконам прежде всего следует отнестите из них, которыеустанавливают особые требования кобороту иной, прочно связаннойс землей недвижимости, и прежде всегоприродных объектов.
Вданном случае следует иметь в видуЛесной кодекс Российской Федерации,который устанавливает, что лесной фондРФ находится в федеральной собственности,Водный кодекс Российской Федерации,которым определено, что большинствоводных объектов находится в собственностигосударственной.
Упомянутые нормыданных федеральныхзаконов существенно ограничивают вобороте земельные участки, накоторых расположены эти объектынедвижимости.
Наосновании закона и в установленном импорядке определяютсяземли сельскохозяйственного и иногоназначения, использование которыхдля других целей не допускается илиограничивается.
Следуетзаметить, что сейчас отношения попереходу прав на земельныеучастки путем заключения сделкидостаточно активно регулируютсязаконодательством субъектов РФ, и кэтому нет четких правовыхпрепятствий.
Статья 129 ГК РФ устанавливает,что земля и другие природныересурсы могут отчуждаться или переходитьот одного лица кдругому иными способами в той мере, вкакой их оборот допускается законамио земле и других природных ресурсах, азаконодательство оземле в соответствии со ст.
72 КонституцииРФ находится в совместномведении РФ и субъектов РФ.
Однако,признавая права субъектов, неследует забывать, что ощутимые разногласияв регулировании переходаземельных участков от одного субъектаРФ к другому противоречатнеобходимости обеспечения единогоэкономического пространства иединой государственной земельнойполитики на территории РоссийскойФедерации, тем более в условиях современнойнестабильности земельныхотношений.Существующиепробелы в законодательном регулированиисделок сземельными участками в известной степенимогут быть оправданы, посколькуроссийская правовая система толькоосваивает рынок земельныхучастков, легализованный в странесравнительно недавно. Дляадекватного регулирования данныхотношений право обязано вернооценивать роль рынка земельных участковв экономических отношениях,социальные и политические последствияразвития этого рынка.
Ограничение оборотоспособности земельных участков
Уяснениеограничения оборотоспособностиземельных участков важно в том числетем, что согласно Земельному кодексуРФ только участки, не изъятые из оборота,могут быть объектами сделок.
Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФустанавливается закрытый переченьземельныхучастков, изъятых из оборота. Этоозначает, что иными нормативнымиактами, в том числе федеральными законами,не могут бытьустановлены иные виды земельных участков,изъятых из оборота,в сравнении с уже указанными настоящимКодексом.
Всоответствии с ЗК РФ из оборота изъятыземельные участки, занятыенаходящимися в федеральной собственностиследующими объектами:
государственными природными заповедниками и националь ными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса);
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
объектами организаций Федеральной службы безопасности;
объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническимисооружениями, линиями связи икоммуникациями,возведенными в интересах защиты и охраныГосударственнойграницы Российской Федерации.
Ограниченыв обороте находящиеся в государственнойили муниципальной собственностиследующие земельные участки:
в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;
предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
предоставленные для нужд связи;
занятые объектами космической инфраструктуры;
расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Кземельным участкам, изъятым из оборота,отнесены в первую очередьгосударственные природные заповедникии национальные парки,как особо охраняемые природные территории,находящиеся вфедеральной собственности. Согласност.
95 ЗК РФ в случаях, предусмотренныхфедеральными законами, допускаетсявключение в землиособо охраняемых природных территорийземельных участков, принадлежащихгражданам и юридическим лицам на правесобственности.Далее, изъятыми из оборота являютсяземли, на которых расположеныобъекты, обеспечивающие государственнуюбезопасность и оборону, а также объектыатомной промышленности государства.
В целом,поскольку размещение перечисленныхобъектов является основаниемдля изъятия соответствующих земель изоборота, следует считать,что за прекращением (ликвидацией) данныхобъектов в установленномпорядке должно следовать снятие запретана оборот земельныхучастков.
Земельныеучастки, изъятые из оборота, могут бытьвключены в оборотпри соблюдении условий, установленныхспециальным законодательством,в зависимости от категории земель либов зависимости отизменений в правовом режиме объектанедвижимости, расположеннойна данном земельном участке.
В отношении регулированияоборота земель сельскохозяйственногоназначенияЗемельный кодекс РФ придерживаетсяпозиции, согласно которойоборот земель данной категории долженрегулироваться специальнымфедеральным законом. При этом п. 7 ст. 27ЗК РФ исключениесделано для земельных участковсельскохозяйственного назначения,предоставленных гражданам для указанныхв пункте целей и не изъятыхиз оборота.
Источник: https://studfile.net/preview/5642028/
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
Новая редакция Ст. 27 ЗК РФ
1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также – размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
8) утратил силу с 1 марта 2015 г.;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-5/st-27-zk-rf