Понятие и виды приватизации земельных участков

Приватизация земель (порядок, условия, виды)

Понятие и виды приватизации земельных участков

Специального закона или иного единого нормативного акта о приватизации земель нет.

ФЗ от 21 декабря 2011 года «о приватизации государственного и муниципального имущества» на приватизацию земли и других природных ресурсов не распространяется, кроме 2х случаев:

1. приватизация участков под зданиями, строениями, сооружениями;

2. приватизация земельного участка в составе предприятия как имущественного комплекса.

Приватизацию нельзя путать с новым приобретением (предоставлением) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданином, либо юридическим лицом.

Приватизация земель – передача государственных или муниципальных земель в частную собственность граждан или юридических лиц, у которых земельные участки находились в пользовании на иных правовых титулах на момент принятия законодательства о приватизации земель, как правило, за плату.

Отличие приватизации от нового приобретения:

-по условиям: условия касаются субъекта, могут касаться объекта (участка), а самое главное цены;

-по порядку приобретения

При приватизации есть определенные гарантии и льготы.

Новое приобретение осуществляется на торгах и по рыночной стоимости.

Виды приватизации (учитывают условия и порядок приватизации):

1. Приватизация земельных участков с/х назначения, ранее предоставленных в пользование сельхозам и совхозам (данная приватизация к настоящему времени завершена).

Субъекты приватизации: работники данных организаций, пенсионеры хозяйств, временно отсутствующие (армия, учуба), работники социальной сферы (врачи, учителя, торговые).

Объекты: с/х угодья, в составе участка, используемого сельхозами и совхозами.

Цена: бесплатно.

Порядок приватизации: в порядке реорганизации колхоза или совхоза и определения размера земельной доли в праве общей долевой собственности на участок, котором должен был быть наделен каждый из субъектов приватизации.

Общая собственность – собственность на имущество двух или более лиц, которая при ее создании является долевой, то есть с определением доли каждого с собственника в праве общей собственности.

Общая совместная собственность – без определения доли в праве общей собственности, которая создается в случаях установленных ФЗ (собственность супругов, но при этом супруги могут создать и долевую собственность, заключив брачный контракт, собственность крестьянского и фермерского хозяйства).

Земельная доля в этой приватизации была одинаковой для всех и не зависела от вклада, стажа или иного участия каждого из субъектов приватизации.

Проблемы:

– необходимость решить вопрос о невостребованных долях;

– активная скупка земельных долей и их монополизация в руках отдельных лиц, с целью выделения в дальнейшем земельных участков, их перевода в другие категории и использовании в строительстве.

– не использование земель по назначению.

2. Приватизация земель гражданами в упрощенном порядке:

Субъект приватизации – гражданин, у которого возникло право на земельный участок до вступления в силу Земельного кодекса (до 30.10.2001 года).

Объект приватизации – земельный участок, предоставленный гражданину для целей не связанных с предпринимательской деятельностью, а именно для целей индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства/огородничества, индивидуального гаражного строительства.

Данный участок предоставлялся гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и иных правах.

Порядок приватизации: гражданин обращается в РосРеестр (федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, либо территориальные органы) с заявлением о регистрации права собственности на участок, к которому прилагаются документы:

– правоустанавливающий (постановления городской администрации) или правоудостоверяющий (свидетельства, акты) на земельный участок

– кадастровый паспорт на земельный участок – документ, в котором в графической и текстовой формах содержится информация об уникальных характеристиках земельного участка (адрес, площадь, целевое назначение).

– документ (квитанция) об уплате государственной пошлины.

Данная приватизация является бесплатной (10000 рублей стоимость межевания).

3. Приватизация земель под зданиями строениями (ФЗ о «приватизации государственного и муниципального имущества»).

Субъект – собственник здания или сооружения.

Объект – участок под зданием и сооружением в том числе необходимый для его эксплуатации.

Здание – объект капитального строительства, предназначенный для постоянного нахождения в нем людей.

Цена: рыночная.

Порядок общий, т.е.

необходимо обратится к представителю собственника земельного участка (уполномоченный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления) с документами (квитанция об уплате государственной пошлины, кадастровый паспорт, правоустанавливающий и правоутверждающий документы + документ, удостоверяющий право собственности на здание, сооружение), в случае не разграниченной – орган местного самоуправления.

Орган рассматривает документы 2 недели и принимает решение о приватизации .

Отказать в приватизации могут только в случаях: если участок изъят или ограничен в обороте (ст.28 п.4 ЗК РФ).

На основании решения заключается договор купли – продажи, который предусматривает существенные условия (предмет-участок и цена-рыночная).

Договор купли –продажи – основание для государственной регистрации права частной собственности здания или сооружения.

Данные правила являются общими, но имеются исключения:

а) религиозные организации приватизируют земельные участки под объекты религиозного назначения бесплатно;

б) приватизация земельных участков под многоквартирными домами существующей застройки, то есть, которая существовала до вступления в силу ЖК РФ (до 01.03 2005 года) (субъекты – собственники помещений в доме). Приватизация бесплатная.

Если участок не поставлен на кадастровый учет и границы не установлены, то установление границ осуществляется за счет местного бюджета.

С заявлением может обратиться любой представитель собственника помещений, решение о приватизации земельного участка под домом которых, принято на общем собрании.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 922;

Источник: https://studopedia.net/4_14381_privatizatsiya-zemel-poryadok-usloviya-vidi.html

6. Понятие и виды приватизации земель

Понятие и виды приватизации земельных участков

Приватизацияземельных участков – это способприобретения в частную собственностьземельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальнойсобственности.

В соответствии спунктом 3 статьи 28 ФЗ “О приватизациигосударственного и муниципальногоимущества” (изм. от 2 ноября 2013 г.

N 291-ФЗ) собственники объектовнедвижимости, не являющихся самовольнымипостройками и расположенных на земельныхучастках, относящихся к государственнойили муниципальной собственности, обязанылибо взять в аренду, либо приобрести угосударства или муниципальногообразования указанные земельные участки,если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.

В силу положенийабзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФисключительное право на приватизациюземельных участков имеют граждане июридические лица, являющиеся собственникамизданий, строений, сооружений, расположенныхна этих участках.

Объектамиприватизации могут быть земельныеучастки и части земельных участков.

Приэтом необходимо иметь в виду, чтоприватизация части земельного участкадопускается только в случае, когда этачасть образует самостоятельный земельныйучасток, разрешенное использованиекоторого может осуществляться безперевода его в состав земель инойкатегории и такой участок болееминимального размера земельного участка,установленного субъектом РФ.

Существует различнаяклассификация земельных участков.Наиболее важными для понимания процессаприватизации земли являются 4 видаклассификации.

  1. По категории земельного участка.

  2. По наличию прав на земельный участок до приватизации: земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования; земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения; земельные участки, находящиеся на праве аренды; земельные участки, приватизируемые на основании акта выбора земельного участка.

  3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости).

  4. По наличию на земельном участке строений: земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц; земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

Земельный участокможет быть приватизирован на следующихправах:

  1. единоличная собственность (один собственник земельного участка);

  2. долевая собственность (каждый из собственников имеет право собственности на долю земельного участка);

  3. совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство).

Задача

ООО«Альфа-строй» обратилось в орган местногосамоуправления с заявлением о приобретениив собственность земельного участкаплощадью 0,042 га под принадлежащими емуна праве собственности сооружениямиАЗС.

Орган местного самоуправленияотказал в выкупе указанного земельногоучастка,ссылаясь на то, что испрашиваемыйземельный участок не подлежит приватизации,так как находится за красной линией, тоесть на землях общего пользования.

На каком праве ООО«Альфа-строй» вправе приобрести указанныйземельный участок?

Какие документынеобходимо приложить к заявке наприобретение права на земельный участокпод расположенными на нем зданиямистроениями сооружениями?

Как определяютсяграницы и размеры земельного участкав этом случае?

Какие земельныеучастки не подлежат приватизации?

Дайте понятиеземельных участков общего пользования.

Как отграничиваютсяземли общего пользования от земельдругих территорий.

Ответ.

Всоответствии с пунктом 11 статьи 1Градостроительного кодекса РФ красныелинии – линии, которые обозначаютсуществующие, планируемые (изменяемые,вновь образуемые) границы территорийобщего пользования, границы земельныхучастков, на которых расположены линииэлектропередачи, линии связи (в томчисле линейно-кабельные сооружения),трубопроводы, автомобильные дороги,железнодорожные линии и другие подобныесооружения (далее – линейные объекты);

Пунктом12 статьи 85 Земельного кодекса РоссийскойФедерации определено, что земельныеучастки общего пользования, занятыеплощадями, улицами, проездами,автомобильными дорогами, набережными,скверами, бульварами, водными объектами,пляжами и другими объектами, могутвключаться в состав различныхтерриториальных зон и не подлежатприватизации.

Следовательно,на праве собственности в результатеприватизации земельный участок под АЗСОбществу передать невозможно, в силупрямого запрета Законодателя. Ответоргана местного самоуправления в этомслучае правомерен.

Всоответствии с пунктом 1 статьи 552Гражданского кодекса, пунктом 1 статьи35 Земельного кодекса Российской Федерациик покупателю здания, сооружения илидругой недвижимости одновременно спередачей права собственности на такуюнедвижимость переходят также и правана земельный участок, занятый этойнедвижимостью и необходимый для ееиспользования, на тех же условиях и втом же объеме, которые были у прежнегоих собственника. В пункте 13 ПостановленияПленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 «Онекоторых вопросах, связанных сприменением земельного законодательства»разъяснено следующее. Если недвижимостьнаходится на земельном участке,принадлежащем продавцу на правепостоянного (бессрочного) пользования,а покупателю согласно статье 20 Земельногокодекса Российской Федерации земельныйучасток на таком праве предоставлятьсяне может, последний как лицо, к которомуперешло право постоянного (бессрочного)пользования земельным участком в связис приобретением здания, строения,сооружения, может оформить свое правона земельный участок путем заключениядоговора аренды или приобрести его всобственность в порядке, предусмотренномпунктом 2 статьи 3 Федерального законаот 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации».

Такимобразом, к Обществу как приобретателюобъектов недвижимости в силу закона смомента государственной регистрацииправа собственности на них перешлоправо постоянного (бессрочного)пользования земельным участком (егочастью) на тех же условиях и в том жеобъеме, что было у прежнего их собственника(продавца недвижимости), либо такоеправо у Общества было изначально, еслиименно оно и приватизировало недвижимость- АЗС, поскольку по условиям задачиданный вопрос не нашел своего отражения.

Согласнопункту 1 статьи 20 Земельного кодексаРоссийской Федерации земельные участкимогут быть предоставлены в постоянное(бессрочное) пользование толькогосударственным и муниципальнымучреждениям, казенным предприятиям,центрам исторического наследияпрезидентов Российской Федерации,прекративших исполнение своих полномочий,а также органам государственной властии органам местного самоуправления.

Иныеюридические лица, помимо указанныхвыше, в силу пункта 2 статьи 3 Федеральногозакона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ обязаныпереоформить право постоянного(бессрочного) пользования земельнымиучастками на право аренды земельныхучастков или приобрести земельныеучастки в собственность по своемужеланию до 1 января 2012 года в соответствиис правилами статьи 36 Земельного кодексаРоссийской Федерации.

Такимобразом, с возникновением правасобственности на объекты недвижимогоимущества Общество в силу законаприобрело право на предоставление всобственность или аренду земельногоучастка, занятого этими объектами инеобходимым для их эксплуатации.

Границыи размеры земельного участка определяютсяс учетом фактически используемой площадиземельного участка в соответствии стребованиями земельного и градостроительногозаконодательства.

Границы земельногоучастка устанавливаются с учетом красныхлиний, границ смежных земельных участков(при их наличии), естественных границземельного участка (абзац 2 пункта 7статьи 36 Земельного кодекса РоссийскойФедерации).

Источник: https://studfile.net/preview/3240369/page:4/

Приватизация земельных участков

Понятие и виды приватизации земельных участков

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам

С появлением понятия частной собственности после распада СССР государство инициировало массовую передачу прав собственности на земельные наделы их фактическим пользователям – гражданам РФ.

Такая передача прав называется приватизацией и предназначена для стимулирования экономической активности граждан и юридических лиц и пополнения бюджета земельными налогами.

Что такое приватизация земельного участка

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам, согласно ст. 1 закона № 178 «О приватизации…».

Приватизация регулируется следующими законодательными актами:

  • Законом № 178 «О приватизации…»;
  • Земельным кодексом РФ;
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ».

Если гражданину предоставлен в пользование земельный участок от федеральных или местных властей, он может приватизировать данный участок, оформив на него право собственности.

Существует два основных вида приватизации:

Приватизация участков на платной основе происходит путём их выкупа за процент от кадастровой стоимости, причём пользователи участков имеют преимущественное право выкупа, отказ в котором со стороны органов власти не допускается (п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации…»).

Бесплатно приватизировать землю можно при соблюдении следующих условий:

  • Пользователь ранее не приватизировал земельные участки;
  • Пользование землёй наступило раньше октября 2001 года;
  • Земля, подлежащая приватизации, не изъята из оборота и не ограничена в таковом.

Нужно ли приватизировать купленный участок

Любые операции с земельным наделом, в том числе его покупка и продажа, возможны после оформления прав собственности, то есть приватизации, но нередко встречаются случаи покупки участка (особенно в дачном или садовом товариществе) при отсутствии правоподтверждающих документов у продавца.

В таком случае покупатель приобретает не земельный участок, а членство в садовом или дачном кооперативе, и для полноценного распоряжения имуществом ему необходимо приватизировать купленный участок, чтобы иметь возможность его продавать, дарить, обменивать и т.д.

Приватизация «купленного» участка возможна только в том случае, если он был предоставлен потребительскому кооперативу ранее введения в действие земельного кодекса (октябрь 2001 года), в противном случае может оказаться, что бесплатная приватизация невозможна и оформить право собственности можно только путём выкупа земли за 15% от кадастровой стоимости.

Чтобы не пришлось выкупать у государства уже купленный участок, стоит попросить продавца перед продажей оформить приватизацию на своё имя самостоятельно и приобрести уже оформленный участок.

Что даёт приватизация земли в собственность

Пользование неприватизированными земельными наделами может осуществляться на следующих правах:

  • Право бессрочного землепользования;
  • Право пожизненного наследуемого владения;
  • Право аренды;
  • Право безвозмездного пользования на основе решения органов власти.

Право безвозмездного пользования может быть предоставлено отдельным льготным категориям граждан при соблюдении ряда условий, например, строительство дома или работа по востребованной в сельской местности профессии заданное количество лет.

Преимущества

Ни одно из вышеперечисленных прав не даёт землепользователю возможности полноправно распоряжаться земельным наделом, а именно:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Менять или дарить;
  • Разбивать на отдельные участки;
  • Инициировать смену категории земли для получения разрешения на строительство;
  • Передавать по наследству.

Исключение составляет передача земли по наследству – право наследуемого владения переходит подлежит передачи по наследству, но наследники также не будут являться полноценными собственниками.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Важно помнить, что помимо невозможности отчуждения неприватизированного участка или сдачи его в аренду, пользователю государственной или муниципальной земли могут угрожать более серьезные юридические проблемы:

  • Изъятие земель на нужды обороны или иные;
  • Лишение возможности бесплатной приватизации из-за изменений в законодательстве.

Последний пункт не грозит обладателям права бессрочного использования садовых или дачных участков, так как их приватизация не ограничена сроком, согласно пункту 2.1. ст. 3 ФЗ № 137. А вот изъятие неприватизированных земель на государственные нужды может проходить без выплаты компенсации бывшим пользователям.

Недостатки

К немногочисленным недостаткам использования неприватизированных земель можно отнести:

Если земельный участок достаточно большой по площади и к нему нельзя применить налоговый вычет, то приватизация может обернуться возникновением ежегодных расходов по уплате земельного налога, что может быть невыгодно лицу, не планирующему продажу своего участка и не имеющему наследников.

В ряде регионов стоимость маленьких участков в труднодоступных отдалённых районах с неплодородно почвой ниже, чем стоимость затрат по оформлению необходимых кадастровых и межевых документов, особенно ввиду того факта, что геодезические компании могут потребовать отдельных доплат за выезд в отдалённые районы пригорода.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2

Приватизация земельных участков гражданами

Понятие и виды приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Понятие и основные способы приватизации земельных участков

Понятие и виды приватизации земельных участков

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАОУ СПО ТО “Тобольский сельскохозяйственный колледж”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Земельное право

На тему: Понятие и основные способы приватизации земельных участков

г. Тобольск – 2013г.

f

Введение

1. Характеристика приватизации земельных участков

1.1 Понятие приватизации в соответствии с гражданским законодательством

1.2 Приватизация земельных участков

2. Основные способы приватизации земельных участков

2.1 Предоставление земельных участков из земельного фонда

2.2 Купля – продажа земельных участков

3. Особенности приватизации земельных участников в зависимости от целевого назначения

3.1 Приватизация земельных участников для садоводства, огородничества и дачного хозяйства

3.2 Приватизация земельных участков, занятых объектами

Заключение

Список литературы

fВведение

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями в сфере земельных отношений, поскольку переход к цивилизованным рыночным отношениям закономерно требует усиления роли права во всех отраслях жизнедеятельности российского общества.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых составляет более 1,7 млрд. га. Это национальное богатство, прочная основа решения многих социально-экономических проблем.

Однако реальное богатство нашей страны состоит не в размере ее земельных ресурсов, а в том, как организовано их хозяйственное использование, какие доходы и иную пользу дает земля людям. И это в значительной степени зависит от степени участия земельных участков в гражданском обороте.

Земля как пространственный базис постепенно вовлекается в процесс передачи собственности из государственной в частную. Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами.

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.

Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.

Объектом исследования является общественные отношения, регулирующие порядок приватизации земельных участков.

Предмет исследования – понятие, способы и правовое регулирования приватизации земельных участков.

Цели и задачи исследования:

– дать характеристику приватизации земельных участков.

– рассмотреть основные способы приватизации земельных участков.

– исследовать особенности приватизации земельных участков в зависимости от целевого назначения.

Данная тема исследована следующими авторами: О.И. Красновым, Е.С. Болтановой, Н.А. Сыродовым, А.Л. Корнеевым, С.А. Боголюбовым.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов и заключения.

f1. Характеристикаприватизацииземельных участков

1.1 Понятие приватизации в соответствии с гражданским законодательством

Приватизация для большинства россиян происходила с ошеломляющей скоростью. Всего четыре месяца – с августа по декабрь 1991 года – ушло на то, чтобы похоронить коммунизм и разрушить Советский Союз.

В начале 1992 года всего за несколько недель шоковая терапия Егора Гайдара уничтожила плановую экономику, а заодно и сбережения подавляющего большинства граждан России. Теперь с той же безжалостной скоростью на страну обрушилась приватизация. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред.

акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. 640 с. – (Высшее образование).

Термин “приватизация” (от лат. privatus – частный) впервые был использован П.Ф. Друкером в 1969 г. в работе “Век прерывания традиций” для обозначения процесса возврата земельных участков их прежним владельцам (“реприватизация”).

Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы.

Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. Земельное право: курс. лекций. Н.А. Сыродаев, :2009 – 145с.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период.

В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо.

В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах. Земельное право: курс. лекций. Н.А. Сыродаев, :2009 – 145с.

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. Созданы две государственные структуры. Первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Земельное право: учебник / Е.С. Болтынов – М.: РИОР, 2012- 553с. (высшее образование)

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65625b2bc79b5d43a89521306d27_0.html

Виды приватизации земельных участков

Понятие и виды приватизации земельных участков

Под приватизацией земельных участков понимается способ приобретения государственных или муниципальных земельных участков в частную собственность. Приватизация осуществляется в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В ст. 28, п.

3 указывается, что собственники объектов недвижимости, которые не являются самовольными постройками и возведены на участках земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны оформить принадлежащие им земельные участки в аренду или в собственность, если действующим законодательством не предусматривается иное.

Граждане и юридические лица, в собственности у которых имеются здания, строения и сооружения, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков под ними (ст. 36 п. 1 ЗК). Их приватизация производится в порядке, регламентированном ЗК РФ и другими нормативными актами.

Можно приватизировать как весь земельный участок, так и его отдельную часть, но только при условии, что площадь участка либо его части не меньше, чем установленный территориальным субъектом РФ минимум для земельного участка, подлежащего приватизации.

Для процесса приватизации существенное значение имеет классификация земельных участков по следующим признакам:

  • по категории земель;
  • по виду права на земельный участок перед осуществлением приватизации (постоянное бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение или аренда);
  • по наличию либо отсутствию строений на приватизируемом участке земли.

Участок земли может быть оформлен по результатам приватизации:

  • в единоличную собственность;
  • в долевую собственность;
  • в совместную собственность (супругов или лиц, совместно ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство).

Приватизировать земельный участок можно платно или бесплатно, в зависимости от категории земли и вида разрешенного использования.

Условия бесплатной приватизации земли

В соответствии с законом о «дачной амнистии», действие которого продлено до 2015 года, в упрощенном порядке и бесплатно могут быть приватизированы земельные участки, предоставленные в пользование гражданам до 2001 года и относящиеся к таким видам разрешенного использования:

  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • индивидуального гаражного строительства;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • дачного строительства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Оформить право собственности на перечисленные земельные участки можно, обратившись в территориальный отдел Росреестра.

Туда нужно предоставить кадастровый паспорт участка и любой документ, подтверждающий факт выделения земельного участка в пользование.

Если в документе четко не указан вид разрешенного использования, то дополнительно потребуется отдельный уточняющий документ, где определяется этот вид (например, постановление местной районной администрации по местонахождению участка земли).

Кроме того, ЗК предусматривает предоставление земли в собственность бесплатно в случаях:

  • наличия права бессрочного (постоянного) пользования или же пожизненного наследуемого владения у гражданина-заявителя ( в этом случае срок давности для оформления приватизации отсутствует);
  • фактического пользования заявителем земельным участком под принадлежащим ему частным домом, когда такое право возникло до 2001 года;
  • при получении новых земельных участков вместо изъятых у владельца для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • если заявитель владеет помещением в кондоминиуме.

Приватизация на платной основе

Участки, на которые не распространяется «дачная амнистия» (предоставленные гражданам после 2001 года, участки фермерских хозяйств, сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, участки, предоставленные юридическим лицам, и др.) приватизируются за плату. Для приватизации необходимо соответствующее решение или постановление органа местной власти, являющегося собственником или распорядителем государственной либо муниципальной собственности.

Цена выкупа земельного участка рассчитывается на основе минимальной ставки налога на землю, который, в свою очередь, зависит от кадастровой стоимости той или иной категории земли. Определяется выкупная цена по состоянию на дату подачи владельцем заявления о приватизации.

Приватизация земли под частным домом

Если на земельном участке имеется частный жилой дом или постройки, то их можно приватизировать одновременно с приватизацией участка.

В соответствии с ЗК, собственникам частных жилых строений предоставлено исключительное право на приватизацию земли под частным домом или иными строениями. Если здание было возведено до 2001 года, то оно подпадает под «дачную амнистию» и приватизируется бесплатно.

Гражданин, желающий приватизировать землю под частным домом, должен обратиться в местный орган власти с заявлением, приложив кадастровый паспорт и документы на строение.

Если участок возможно приватизировать (перерегистрировать) бесплатно, то местная администрация должна принять соответствующее решение вдвухнедельный срок.

В случае отказа в бесплатной приватизации администрация направляет заявителю подготовленный проект договора на куплю-продажу участка земли с указанием цены выкупа.

Другие материалы по теме: переуступка прав аренды земельного участка.
А здесь подробно описаны все этапы установления сервитута на земельный участок

Необходимые документы

В местную администрацию нужно предоставить:

  1. Заявление, в котором указываются: Ф.И.О. заявителя, паспортные данные, ИНН, с какой целью будет использоваться земельный участок, его размеры и площадь.
  2. Ранее выданные документы на земельный участок.
  3. Правоустанавливающий документ на строение (при его наличии).
  4. Технический паспорт здания и построек (если они есть).
  5. Кадастровый паспорт (при наличии).
  6. Выписка из ЕГРП о регистрации прав на данный земельный участок.
  7. Копия документа, который удостоверяет личность заявителя.

Сроки

Местный орган власти после подачи заявления должен принять решение по поводу предоставления в собственность конкретного земельного участка в срок до 14 дней.

При отсутствии кадастрового плана земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом распоряжается по поводу разработки проекта границ участка земли, который выполняется в месячный срок.

Уже после этого выносится решение о предоставление в собственность участка.

Затем за счет гражданина производится межевание земельного участка и изготовление его кадастрового плана (может занять по времени до полугода и обойтись в 15-25 тыс. руб.).

После этого местный орган подготавливает договор купли-продажи либо (при бесплатной приватизации) безвозмездной передачи земельного участка.

Общий срок, таким образом, может составить от 2-3 недель и примерно до 6-7 месяцев.

В каких случаях приватизация запрещена

Запрет на приватизацию земельного участка может быть наложен в случаях:

  • если он отнесен к категории земель, которые изъяты из оборота (в частности, земли государственных заказников и заповедников);
  • если федеральными законами или местными нормативными актами установлены ограничения для оборота данной категории земель;
  • в случае законодательного запрета на его приватизацию;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд.

Источник: https://advokat144.com/vidy-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.