Понятие и виды обращения граждан

Право граждан на обращения и механизм его реализации. Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрению обращений граждан

Понятие и виды обращения граждан

Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Одним из важнейших мероприятий по обеспечению законности и дисциплины в государственном управлении является право граждан на обращение в государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций разных форм собственности, общественных объединений. Это право регламентируется Конституцией Украины, Законом Украины от 2.10.

1996 «Об обращениях граждан», и др. Обращения граждан представляют совокупность активных целевых действий физических лиц. Их особенность состоит в том, что не все обращения граждан можно отнести к мерам, обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Только жалобы и заявления о нарушении действующего законодательства и недостатки в работе тех или иных лиц, государственных и негосударственных структур инициируют компетентные органы (уполномоченные лица) на проведение контрольно-надзорных действий с целью устранения нарушений и недостатков.

Жалоба на незаконные действия или решения соответствующих органов и их должностных лиц подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, которое не лишает гражданина права на обращение в суд в соответствии с законом, а в случае отсутствия такого (вышестоящего) органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением – непосредственно в суд.

Так, защищая свои законные права и свободы, граждане обращают внимание компетентных органов на нарушения законодательства и таким образом защищают существующие в государстве и обществе правоотношения. Такой контроль в некоторых случаях называют еще индивидуальным.

Право граждан на обращения и механизм его реализации. Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрению обращений граждан.

Согласно Закону Украины «Про обращения граждан»

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушение. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, не касающиеся их служебной деятельности. Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами. К решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы, относятся следующие в сфере управленческой деятельности, вследствие которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (Группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности. Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединение граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения. Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично. Виды обращений граждан:

1) Предложение (замечание) – обращение граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

2) Заявление (ходатайство) – обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство – письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п..

3) Жалоба – обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных человек.

В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, приняли неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанные с представлением и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок.

Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть возмещены моральный ущерб, нанесенный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы.

Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.

Подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Источник: https://poisk-ru.ru/s638t10.html

Вопрос № 4. Обращения граждан РФ: понятие и виды, порядок их рассмотрения

Понятие и виды обращения граждан

§ Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными зако­нами.

§ На основании и во исполнение федеральных законов федераль­ные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, конкретизирующие порядок рассмотрения обращений граж­дан либо в соответствующих органах или их системах.

§ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.

Право на обращения граждан РФ является конституционным, за­крепленным в ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой они имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

ü Однако содержание этого права и механизм его реализации еще не получили должного правового регулиро­вания. Отсутствует единый федеральный закон по этому вопросу, а законы об обращениях, принятые в ряде субъектов РФ, естественно, не восполняют образовавшегося пробела в данной области.

На уровне теоретического обобщения, в том числе и опирающегося на нормативно-правовые акты, понятие «обращение» может быть определено как письменное или устное волеизъявление гражданина РФ, адресованное государственным органам и органам местного самоуправ­ления, содержащее определенную информацию, имеющую как публич­ное значение, так и связанную с осуществлением прав и свобод граждан РФ либо необходимостью их защиты.

Обращение может выполнять различные функции:

а) формы участия граждан РФ в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления;

б) совершенствования государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, форм и методов их деятельности;

в) совершенствования правового регулирования во всех областях жизни общества;

г) укрепления законности и правопорядка в обществе;

д) обеспечения и защиты прав и свобод граждан РФ.

!!! Действующим правовым актом, специально посвященным реализации гражданами РФ своего конституционного права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, явля­ется ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права, закрепленного за ним Конституцией РФ (ст.

33), на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного управления и должностными лицами.

Данным Законом регулируется рассмотрение во внесудебном (да­лее также — в административном порядке) всех обращений граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, уста­новленном федеральными конституционными законами и федеральны­ми законами, например, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ.

Закон, конкретизируя предусмотренные Конституцией РФ виды субъектов, которым могут быть направлены обращения, относит к ним также должностных лиц.

Под должностным лицом в нем по­нимается лицо, «постоянно, временно или по специальному пол­номочию осуществляющее функции представителя власти либо вы­полняющее организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления».

Из этого следует, что в принципе в целях закона к должностным лицам, обязанным рассматривать обращения в соответствии с ним, не относятся должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не являющихся указанными органами.

Ведь большинство из них не осуществляют полномочий представи­телей власти.

В ФЗ об обращениях под обращением понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или долж­ностному лицу письменные предложения, заявление или жалоба, а так­же устное обращение гражданина в указанный орган.

Здесь выделяются лишь три вида обращений и расшифровывается их понятие.

· Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления, развитию об­щественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

· Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и сво­бод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нор­мативных правовых актов, недостатках в работе государственных ор­ганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика указанных органов и должностных лиц.

· Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, сво­бод или законных интересов других лиц.

Законодательство позволяет различать, во-первых, внесудебное пожалование, которое условно можно назвать обжалованием в адми­нистративном порядке, или административным, во-вторых, судеб­ное обжалование.

В зависимости от круга субъектов, на которых распространяется действие правовых актов, регламентирующих указанные виды обжалования, оно подразделяется на общее и специальное обжалование.

Общий порядок установлен для всех граждан как таковых, а спе­циальный для лиц, обладающих, как правило, специальными видами процессуальной правоспособности: участников гражданского и уго­ловного процесса, административного и дисциплинарного произ­водства, трудовых споров и т. п. Такая их правоспособность устанав­ливается законодательством в дополнение к общей.

Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в КоАП РФ не гражданином, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потер­певшим, представителем (ст. 25.1, 25.2, 25.3, 30.1 КоАП РФ). Так как по­становление может быть вынесено как в отношении гражданина РФ, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства, свидетеля, эксперта и т.д.

· Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Его реализации способствует то, что на уровне федерального закона:

а) установлена бесплатность рассмотрения обращений; б) закрепле­ны права граждан при их рассмотрении (представлять дополнитель­ные документы; получать письменный ответ по существу постав­ленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение и т.д.

; в) запрещено преследование гражданина в связи с его обращением; г) не допускается при рассмотрении обращения раз­глашение сведений, содержащихся в нем; д) запрещено направление жалобы на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;

е) установлено, что обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответ­ствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; ж) на органы и должностных лиц, которым поступило обращение, если принятие решения по нему не входит в их компетенцию, воз­ложена обязанность направления его другому органу или должност­ному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

· Обращение направляется непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постав­ленных в обращении вопросов.

Оно подлежит обязательной регистра­ции в течение трех дней с момента поступления в орган или долж­ностному лицу.

В установленных случаях оно может быть в течение семи дней со дня регистрации направлено в другой орган или долж­ностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставлен­ных в обращении вопросов.

Орган или должностное лицо обеспечи­вает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение об­ращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении во­просов и т. д.

ü ВФЗ об обращениях имеются положения о личном приеме граж­дан. Он возложен на руководителей и уполномоченных на то лиц государственных органов и органов местного самоуправления. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий era личность.

устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Ответ на устное обращение, не требу­ющее дополнительной проверки, с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.

В остальных случаях дается письмен­ный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

!!! Лица, виновные в нарушении ФЗ об обращениях, несут ответ­ственность, предусмотренную законодательством РФ. Ответствен­ность за нарушение законодательства об обращениях предусматри­вается также в законах субъектов РФ. Так, Кодексом об администра­тивных правонарушениях г.

Москвы предусматривается, что отказ или уклонение должностных лиц органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, ор­ганов местного самоуправления в городе Москве, руководителей го­сударственных и муниципальных организаций от рассмотрения об­ращений граждан влечет предупреждение или наложение админи­стративного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

· Уполномоченный по правам человека, как уже отмечено, рассма­тривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) го­сударственных органов, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц и государственных служащих, в которых усматривается нарушение их прав.

Он рассма­тривает жалобу только в том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в судебном или администра­тивном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жало­бе.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня на­рушения прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало извест­но об их нарушении.

Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Уполномо­ченный принимает меры к их восстановлению.

1 |

2

|

Источник: https://studall.org/all2-141332.html

Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения

Понятие и виды обращения граждан

«Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения»    

Оглавление.

  

   В последнее время в нашей стране всё чаще и чаще говорится о необходимости совершенствования политической системы и демократизации общественной жизни в целом, так как именно в этом, зачастую видится действенный способ сглаживания негативных проявлений государственной власти, которых в современной России, к сожалению, более чем предостаточно. Однако в то же время, стремясь создать достойные условия для самореализации свободного и ответственного человека, не следует забывать и о важности сохранения «баланса между возможностью самовыражения индивида, интересами общества и выполнением функций государства»1, все-таки являющегося необходимой и неотъемлемой частью социального целого.

   Именно поэтому, сегодня мало у кого уже вызывает сомнение, что путь построения демократии в нашей стране лежит, прежде всего, через создание и развитие таких государственно-правовых институтов, которые органично сочетали бы в себе и государственные интерес и надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ведь политическая жизнь рядового гражданина не может и не должна ограничиваться лишь его периодическим участием в референдумах и выборах. Помимо этого, ему просто необходимо иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы, отстаивать свои законные интересы в государственных органах и органах местного самоуправления. И нужно сказать, что такая возможность предоставляется российским законодательством, прежде всего путём нормативного закрепления всеобщего и равного права граждан на обращения, о котором речь и пойдёт ниже. 

Обращения граждан: понятие, история становления института

 

   Само понятие «обращение», являющееся весьма сложным и многозначным, может быть определено разными способами.

Однако, на уровне теоретического обобщения, под ним обычно понимается «письменное или устное волеизъявление гражданина РФ, адресованное государственным органам и органам местного самоуправления, содержащее определённую информацию, имеющую как публичное значение, так и связанную с осуществлением прав и свобод граждан РФ либо необходимостью их защиты».2 Такое понимание института обращений граждан получило своё нормативное закрепление и в современном законодательстве Российской Федерации, признающем его важную роль в системе защиты прав и свобод человека.

   Однако следует помнить, что данный институт, который сегодня в глазах многих исследователей стал чем-то вроде олицетворения развитой демократии, зародился отнюдь не вчера.

  Как подчёркивают специалисты в области управления, государство уже давно осознало важность обращений граждан, без которых ему, очевидно, было бы гораздо труднее собирать информацию о проблемах населения, следить за происходящими в стране изменениями и как следствие, труднее оперативно на них реагировать. В то же время понятно, что любая власть, независимо от характера установленного в стране режима, не может не считаться с мнением широких народных масс и оставаться безучастной к бедам своих граждан. Ведь в противном случае она рискует оказаться тем, не слышащим молитв Богом,  в которого перестают верить; рискует совершенно оторваться от граждан и тем самым просто утратить смысл собственного существования.

   Существует ещё одна причина, делающая институт обращения привлекательным для государственных структур.

Известно, что благодаря обращениям вскрываются недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносятся предложения по совершенствованию их работ, указывается на случаи нарушения прав и свобод граждан, тем самым предпринимаются весьма значимые меры по обеспечению социальной справедливости3, поддержание которой есть одна из важнейших обязанностей любого государства.

    Именно поэтому, начиная с Судебника 1497 года, за российскими гражданами закрепляется право, «говоря современным языком, обращаться с челобитными (жалобами) ко всем олицетворяющим власть лицам – вплоть до самого государя».4

   В течение последующих пяти веков это право подвергалось изменениям под влиянием политических, социально-экономических условий, складывающихся в стране, личностей политических деятелей, приходящих к власти.

«Было время, когда крепостным крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков и когда дворянство лишалось права представлять коллективные жалобы государю, Сенату и губернаторам областей».

5 Российская история знает и примеры бунтов, вызванных невозможностью подать челобитную царю.

   Тем не менее, право граждан обращаться в органы государственной власти постепенно совершенствовалось, всё более и более отвечая интересам и государства, и широких масс.

И сегодня оно, связанное с реализацией и защитой подавляющего большинства всех прав и свобод человека, признаётся одним из важнейших конституционных прав российских граждан.

Об этом в частности свидетельствует его конституционное закрепление.

   Так, статья 33 Конституции РФ устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

6 Подобное положение содержится и в Федеральном Законе №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 апреля 2006 года (статья 2).

А он в свою очередь закрепляет за субъектами  федерации право устанавливать собственные положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе и устанавливать дополнительные его гарантии (статья 3 часть 2).7

   Таким образом, определив рамки нормативно-правового регулирования данного института, приступим к рассмотрению следующего вопроса, а именно: отдельных форм обращений и порядка работы с ними.

Формы обращений граждан. Административный и судебный порядок рассмотрения.

 

   Федеральный закон №59 в статье 4 различает три основных формы, в пределах которых граждане могут реализовывать свое право на обращение. Это в частности:

    1. предложения – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Иными словами такой вид обращений, в котором высказываются идеи и суждения по поводу функционирования государственных и общественных органов.
    2. заявления – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Таким образом подача заявлений – деятельность связанная с практическим осуществлением гражданами своих прав и свобод.
    3. жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Именно с этой формой обращений, как правило связывают административный способ охраны прав граждан, о котором стоит поговорить чуть подробнее.

 

Как отмечает учёный-юрист Алистратов Ю. Н., под рассматриваемыми в административном порядке понимаются те обращения граждан, которые направляются в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. 8

   С высоты опыты развития человеческого общества можно с уверенность сказать, что акты субъектов власти могут быть и нередко являются дефектными. Причины такой дефектности, по словам Д. Н. Бахраха, различны.

Это и выбор не самого лучшего варианта, и небрежность, некомпетентность должностных лиц, и злоупотребление правом и многое другое.

9 Конечно иногда сам государственный орган в ходе своей деятельности обнаруживает, что какой-то из его актов может повлечь за собой нарушение прав  и интересов гражданина, и поэтому отмена данного акта также должна рассматриваться как охрана этих прав.

Однако значительно чаще события развиваются иным образом, вследствие обращения с жалобой в данный или вышестоящий орган самого невластного субъекта, для которого такое обращение является главным средством защиты в асимметричных административно-правовых отношениях.

   Однако стоит понимать, что право граждан на подачу жалоб не сводится исключительно к праву на административные жалобы, то есть рассматриваемые во внесудебном, административном порядке.

Жалобы граждан могут рассматриваться и судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ.

   Говоря об административном порядке рассмотрения жалоб граждан, можно отметить его следующие преимущества.

Во-первых, обращения к административным органам по поводу нарушения прав граждан дает возможность этим органам самим исправить допущенное нарушение, в том числе и если речь идёт об ошибке, совершённой нижестоящей инстанцией.

Не маловажно и то, что рассмотрение жалоб в административном порядке не является таким дорогостоящим, как судебное. К тому же даже если гражданин не добьется желаемого результата путём обращения к исполнительной власти, он также может прибегнуть и к судебной защите своих прав, лишить которой его не вправе никто.

   В итоге, видно, что оба этих типа жалоб являются одинаково важными и эффективными, таким образом, целесообразным представляется сочетание судебных и административных форм защиты нарушенных интересов граждан, что очевидно должно привести к лучшему результату.     

Значение института обращений граждан.

 

   Выше уже упоминалось о том, что институт обращений является важнейшей формой участия граждан в делах государства, посредствам которого они могут активно воздействовать на его политику. Подтверждением этого может служить следующее.

Понятно, что направляя обращение, гражданин стремится добиться от соответствующего органа власти совершения некоторых значимых действий. Таким образом, обращение – всегда осознанный акт, ибо тот, кто не преследует ни какой цели, и не желает добиться вынесения положительного для себя властного решения вряд ли будет обращаться в орган власти.

К тому же обращение, приходящее во властные структуры от граждан, из «сферы социального, основанного на логике компромисса, а не иерархии» непосредственно не связано с публичной властью. Так как автор обращения может рассматриваться здесь в качестве просителя, партнёра, но никак не начальника или подчиненного.

Из чего следует, что отношения, возникающие на основе подобного рода обращений, представляют собой вовсе не подчинение, а воздействие одного равноправного субъекта на другой.  

   Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что обращения граждан следует рассматривать в первую очередь как гражданское участие. Значение же такого участия в системе государственного управления неоценимо велико.

   Во-первых, можно говорить о правозащитной функции обращений, являющейся, вне всякого, сомнения определяющей и воплощающей в себе юридическое начало рассматриваемого института. Сущность её состоит в том, что обращения позволяют предупредить правонарушение, а в случаях, когда оно уже совершено – устранить его неблагоприятные последствия, восстановить нарушенное право.

   «Каждому человеку более всего близки его частные интересы и личные права. Поэтому всё то, что помогает эти права укрепить и защитить, представляет для него нечто важное».10 Очевидно, что большинством граждан работа и функционирование института обращений, конечно же, рассматривается именно с позиций реализации правозащитной функции.

   Следующая, быть может не столь значительная с точки зрения интересов отдельного гражданина, но однако принципиально важная функция, выполняемая институтом обращений – информационная функция.

Выше мы уже говорили о том, рассматривая жалобы, заявления и предложения граждан, направляемые в государственные органы и органы местного самоуправления, власть имеет возможность получения важнейшей информации о проблемах и трудностях населения.

И пускай в этом случае не идёт речь о решении частной задачи одного конкретного гражданина, это однако не делает институт обращений менее полезным и привлекательным для населения. Ведь множество обращений по одной и той же проблеме способны заставить власть не просто принять решение об устранении конкретного нарушения .

исправления конкретного недостатка, но обратить внимание на проблему в масштабах страны. А это может иметь даже большее значение, так как корректировка проводимого в стране политического курса, сделанная на основе анализа обращений граждан, в конечном счёте, очевидно, коснётся каждого.

К тому же, направляя обращения и стремясь тем самым обезопасить себя от нарушения своих прав, граждане одновременно «способствуют тому, что бы устранить и причины этих нарушений, дабы они не повторились в будущем».11 Если поступила жалоба от одного гражданина, значит, имеет место единичное нарушение, если регулярно поступает множество аналогичных жалоб, значит, имеется серьезная проблема в масштабах всей страны, решать которую властям придется.

   Наконец третья функция обращений – коммуникационная, заключается в следующем. Обращения граждан могут выступать средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане будут влиять на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Но не стоит путать данную функцию с уже рассмотренной нами ранее информационной. Так как в последняя предполагает, что институт обращений используется государственным аппаратом для получения необходимой ему информации, тогда как самому гражданину по сути дела безразлично почерпнёт ли государство из его обращения нужную для своей работы информацию или же нет.

В случае же с коммуникационной функцией власть получает именно ту информацию, которую граждане хотят до неё донести.

Однако не будем подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку ещё само научное сообщество не выработало окончательного и единообразного понимания коммуникационной функции обращений, и до сих пор немало тех кто настаивает на объединении её с более понятной и близкой информационной функцией.

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/obrashheniya-grazhdan-pravovye-osnovy-znachenie/169349-493600-page1.html

Понятие, особенности, виды, правовые основы обращений граждан и юридических лиц

Понятие и виды обращения граждан

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируютсяКонституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.

В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Источник: https://students-library.com/library/read/67032-ponatie-osobennosti-vidy-pravovye-osnovy-obrasenij-grazdan-i-uridiceskih-lic

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.