Понятие и виды обращений

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Понятие и виды обращений

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Обращения граждан

Понятие и виды обращений

Одним из важных элементов административно-правового стату­са граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Порядок обращений граждан регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение гражданина – это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предло­жение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина и государственный орган, орган местного самоуправления.

Виды обращений граждан:

1) Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, л ибо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осу­ществляется бесплатно.

При рассмотрении обращения гражданин имеет следующие права:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электрон­ной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного об­ращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения об­ращения.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу и подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматрива­ющий обращение орган, орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, и об этом уведомляется обращавшийся.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, о чем также уведомляется обращавшийся.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Если направление такой жалобы в соответствующий орган либо должностному лицу невозможно, то она возвращается обращающемуся с разъяснением его права обжаловать соот­ветствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

В свою очередь, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо имеет следующие обязанности по рассмотрению обращений граждан:

1) регистрирует обращение;

2) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, при необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

3) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других го­сударственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

4) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

5) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

6) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного са­моуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государствен­ного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указан­ному в обращении.

Источник: https://studopedia.su/16_101712_obrashcheniya-grazhdan.html

Понятие и виды обращения граждан

Понятие и виды обращений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Заочное отделение

Кафедра

Теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Административное право

На тему:

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса

Выполнила студентка  группы ЮЗВ 30 _______________/ Подпись студента    (ФИО студента)
№ зач. книжки27 ноября 2010 г.
принял _______________/_ Профессор , д.ю.н. _  ________________ Подпись преподавателя (ФИО преподавателя)
«_____»_____________________ 2010 г.

Таганрог 2010 г.

Введение

Понятие и виды обращения граждан

Правовая основа обращения граждан

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан

Устные обращения

Письменные обращения

Сроки рассмотрения письменного обращения

Заключение

Список литературы

Введение

В отличие от советских конституций на первое место в Конституции 1993 года выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные.

Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод.

Статьями 33 и 46 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях.

Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Степень разработанности проблемы.

Анализ юридической литературы показал, что институту обращения граждан уделялось пристальное научное внимание как в советский период, так и с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Этой проблемой в разных аспектах занимались такие ученые, как А. Н. Алистратов, П. А. Астафичев, А. В. Беляев, Р. Ч. Бондарчук, И. А. Бородин, Н. В. Витрук, Е. Е. Глушко, М. В. Головацкая, В. А. Карташкин, Е. И. Лыскова, М. В. Мархгейм, Л. А. Нудненко, Д. Е. Потяркин, Е. В.

Прокопьев, Н. Ю. Хаманева и др.

Общетеоретические и конституционно-правовые вопросы принципов организации, функционирования и взаимодействия государственных органов исследованы в трудах М. В. Баглая, Н. А. Бобровой, Л. М.

Карапетяна, И. Ю. Козлихина, О. Е. Кутафина, И. В. Левакина, В. С. Нерсесянца, Л. И. Никоновой, В. Н. Самсонова, Е. В. Самсоновой, М. Д. Сомова, Е. Е. Тонкова, Б. Н. Топорнина, В. А. Черепанова, В. Е.

Чиркина и др.

Юридические проблемы и особенности рассмотрения обращений граждан в отдельных государственных органах раскрыты такими учеными, как П. П. Баранов, В. Н. Бутылин, Г. А. Грузнова, О. Н. Доронина, А. В. Ищенко, М. В. Костенников, В.О. Лучин, В. В. Любогощинский, А. Е. Новикова, Е. М. Переплеснина, А. С. Плетень, В. А. Сафронов, С. В. Рыбак, А. В. Чаптыков, др.

Понятие и  виды обращения граждан

Статья 4.

Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” дает понятие обращение гражданина (далее – обращение) как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные в данном Законе:

1. предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2. заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3. жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Статья 2 Закона закрепляет две формы обращения: личное и письменное.

Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе или у должностного лица.

Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Коллективное обращение – обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем ания или сбора подписей участников митинга или собрания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/48471.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.