Понятие и виды обращений граждан административное право

Курс: Административное право как отрасль права и как наука. Субъекты административного права

Понятие и виды обращений граждан административное право

Страница 19 из 32

Обращения граждан

В Конституции РФ закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г.

“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” обращениями граждан являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления..

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Законодательство позволяет различать: а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы – право граждан обжаловать действия должностных лиц в рамках гражданского процесса, уголовного процесса, трудовых споров, дисциплинарного производства. Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Ибо, в частности, постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства и т.д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законодательством РФ, может быть подразделено на два вида:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее – административная жалоба) реализуется в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В соответствии с названным законом могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица, за исключением тех, в отношении которых законодательством РФ установлен иной порядок обжалования.

Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на решение или действия которых подана жалоба.

Срок рассмотрения жалобы, как и любого письменного обращения, 30 дней со дня его регистрации.

Жалоба или иное обращение подается непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Ответ на анонимные обращения не дается.

В настоящее время действует также вышеназванный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. Он закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и их объединений, и должностных лиц, в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан;

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования – возможность гражданина подать судебную жалобу или по его выбору административную жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок.

Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, и уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить обжалуемое решение вообще. Такое право суда не вытекает из законодательства.

Общее право граждан на судебное обжалование реализуется не только судами общей юрисдикции. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации предпринимательской деятельности граждан).

Источник: https://madrace.ru/administrativnoe-pravo/kurs-subekti-administrativnogo-prava/obrascheniya-grazhdan

Обращения граждан: понятие, гарантии и способы реализации

Понятие и виды обращений граждан административное право

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в России в настоящее время везде и всюду говорят о необходимости повышения уровня доверия к государству, без чего никакое прогрессивное развитие невозможно.

Это можно слышать и на заседаниях Правительства, на съездах промышленников и банкиров, на Гражданском форуме, на различных научных конференциях. И в самом деле, получается парадоксальная, и пугающая картина: народ все надежды возлагает на власть, но при этом не доверяет ей.

Значит, народ лишён внешней опоры, и не имеет веры в то, что хоть кто-то сможет защитить простого человека.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе обращения граждан в органы государственной власти.

Предметом исследования являются сами обращения граждан, их содержание, виды, и особенности.

Целью работы является изучение содержания, порядков и видов обращения граждан.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

-дать понятие и общую характеристику обращений граждан

-раскрыть основные видыобращений граждан;

-составить презентацию по теме реферата

1. Понятие и содержание права граждан на обращение

Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в различные организации предусмотрено, прежде всего, ст. 33 Конституцией Российской Федерации.

Специальный закон об обращениях граждан до сих пор не принят, поэтому Постановление Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» остается в силе. в результате.

В субъектах Российской Федерации приняты собственные законы об обращениях граждан, например, в Москве это Закон Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 «Об обращениях граждан».

Помимо Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) обращение в суд регулируется, в частности, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об апелляционных действиях и Решения, нарушающие права и свободы граждан в судебном порядке ».

Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращение, являются предметом регулирования различных отраслей внутреннего права: административного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других. Однако основное содержание этих правоотношений должно быть заложено нормами государственного (конституционного) права. Для такого подхода есть несколько причин.

Во-первых, характер нормативной базы реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является одной из характеристик уровня развития демократии в стране, а в конечном итоге – типа государства. (политический) режим, который в нем сложился.

Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев причиной обращения гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления является неудовлетворительная работа тех органов власти или их должностных лиц, действия которых обжалуются. При этом, как отмечает М.Д.

Загряцков, «воля государства может быть выражена только волей индивидов, но именно соблюдение закона (его буквы, цели или установленных форм) трансформирует конкретную волю индивида. в абстрактное выражение воли государства »Загряцков М.Д.

Административная юстиция и право обжалования в теории и законодательстве. М., 1924. С. 43.

Иными словами, обжалуя действия или решения должностного лица в уполномоченный государственный орган, гражданин тем самым действует либо против воли государства (когда он обжалует нормативный акт, имеющий вступил в законную силу) или в защиту этого завещания (при обжаловании действий должностного лица, не основанных на законе).

При этом, несмотря на то, что целью обращения, как правило, является личный интерес гражданина, последствия его обращения в подавляющем большинстве случаев имеют общественно-правовое значение.

Таким образом, с точки зрения содержания право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления подпадает под регулирование государственного (конституционного) права. Однако есть и ряд формальных оснований, позволяющих отнести эти правоотношения к сфере государственного правового регулирования.

Во-первых, на современном этапе конституционного развития России право граждан на апелляцию закреплено в Основном законе страны. Таким образом, с формально-правовой точки зрения это стало одним из основных (конституционных) прав граждан. Более того, с учетом вышеизложенного, данное право граждан можно отнести к политическим.

Как известно, правовое регулирование конституционных прав граждан относится к сфере государственного (конституционного) права. Что касается основных политических прав граждан, то их регулирование относится к сфере государственно-правовых отношений не только на конституционном уровне, но и на уровне отраслевого законодательства.

2. Классификация обращений граждан

Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, петиции, коллективные обращения и обращения граждан.

Предложение – устное или письменное обращение гражданина определенного характера, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений при решении вопросы экономической, политической, социокультурной и других сфер жизни.

Заявление – это устное или письменное обращение гражданина об осуществлении его прав, не связанное с их нарушением.

Жалоба – это устное или письменное обращение гражданина о восстановлении его прав и свобод, нарушенных действиями (бездействием) или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций, общественных объединений.

Петиция – это письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением подтверждающих их документов.

На самом деле одно и то же обращение может содержать предложение, заявление, жалобу и ходатайство в различных сочетаниях.

Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение публичного характера, принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Петиция – это коллективное письменное обращение граждан в государственные органы о необходимости проведения социальных реформ или изменения законодательства.

К сожалению, законодатель в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» формально называет только три вида обращений граждан: предложение, заявление, жалоба.

Между тем, Федеральный закон «О беженцах», Закон РФ «О вынужденных переселенцах» гласит, что для получения соответствующего правового статуса необходимо подать заявление.

Петиция как вид обращения граждан именуется и в других актах, в некоторых из них также упоминается возможность подачи коллективных обращений и обращений граждан.

Вывод

Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами являются важным средством реализации и защиты прав личности, расширения взаимоотношений государственного аппарата с населением, важным источником информации, необходимой для решения текущих и будущих вопросов. государственной политики, социально-экономической направленности, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.

Обращения граждан как одна из форм участия работников в управлении должны способствовать усилению контроля населения за деятельностью государственных и иных органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, противоправными действиями и другими недостатками в их работе.

В последнее время улучшается деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин. жалоб.

Однако количество откликов на политические и экономические события, происходящие в стране, неуклонно растет, также увеличивается поток коллективных обращений, граждане все чаще выдвигают свои требования в виде акции, забастовки, митинга, митинга. голодовка и др. высшие органы государственной власти.

Бездействие, нереагирование на все, что происходит сегодня, может привести к социальному взрыву.

На самом деле мы все еще сталкиваемся с очень безрадостной ситуацией. До сих пор нет единой процедуры приема, регистрации и рассмотрения обращений граждан, нет четкой их классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.

Хочу отметить, что формируется новый, демократический подход к работе с обращениями граждан.

Сегодня защита прав граждан уже не милость, а обязанность властей, и в связи с этим обращения должны перестать выглядеть «петициями», они должны превратиться в форму, механизм взаимодействия равных ( подчеркиваем: равноправные партнеры.

Поэтому формирование новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, формирование новых форм обращений – важная часть формирования самого демократического правового государства.

Список использованных интернет-ресурсов

п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Обращение граждан как гарантия реализации прав и свобод граждан

https://otherreferats.allbest.ru/law/00047626_1.html

2

Студопедия

https://studopedia.ru/7_120037_ponyatie-i-vidi-obrashcheniy-grazhdan.html

3

Обращения граждан как механизм реализации и защиты прав

https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/837-vw-837

4

Инфоурок

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-obrascheniya-grazhdan-3313005.html

Список использованных источников

http://www.consultant.ru/

2

Порядок работы с обращениями граждан в Отделе по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ утв. 9 декабря 2000 г. (не опубликовано, ДСП)

3

Положение об отделе писем и приёма граждан Департамента делопроизводства Министерства юстиции Российской Федерации, утв. 12 сентября 2000 г. (не опубликовано, ДСП)

4

Алехин А. П. Административное право Российской Федерации. Практикум / Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. – 256 с.

5

Осинцев Д. В. Административное право : учебник для бакалавриата и специалитета. / Д.В. Осинцев — М.: Юрайт, 2019. – 486 с.

Приложения

Презентация

Источник: https://infourok.ru/obrasheniya-grazhdan-ponyatie-garantii-i-sposoby-realizacii-4504282.html

Понятие и виды обращений граждан. Порядок рассмотрения обращений Граждан

Понятие и виды обращений граждан административное право

⇐ Предыдущая31323334353637383940

В Конституции РФ закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного

самоуправления (ст. 33).

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются

предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему.

Предложение — привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности

или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного

интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным

лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться

указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство позволяет различать: а) общее право жалобы, которым обладают все

граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное лицам как

участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного

производства, трудовых споров и т. п. Специальное право закрепляется законодательством,

наделяющим граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например,

лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном пра-

вонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении

которого оно вынесено, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в

отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства,

механизатора и т. д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законодательством РФ, может быть

подразделено на два вида:

а) право на административное обжалование',

б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее — административная жалоба)

реализуется в порядке, определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР

от 12 апреля 1968 г., “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” в

редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.

, отчасти Законом

РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан” с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995

г.

1 ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192 (далее — Ведомости СССР).

В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого

органа и должностного лица. Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу.

Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на

действия которых подана жалоба. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба

подлежит разрешению в срок до одного месяца.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно

подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие

которых обжалуется.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Жалоба должна содержать фамилию, имя и

отчество лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, а также сведения о месте его

работы или учебы2

.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 30 июня 1987 г. был принят Закон

СССР “О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих

права граждан”

. 2 ноября 1989 г. был принят аналогичный Закон СССР в новой редакции4

.

ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970.

ВВС СССР. 1988. № 6. Ст. 94.

ВВС СССР. 1987. № 26. Ст. 388; № 42. Ст. 692.

ВВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

В настоящее время действует вышеназванный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. Он

закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия

(решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий,

учреждений и их объединений, общественных объединений или должностных лиц,

государственных служащих.

Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе представление информации,

ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан;

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод',

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно

привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие упомянутых органов, предприятий,

объединений, должностных лиц, государственных служащих, повлекшее за собой такие

последствия. Он может обжаловать вышеназванные действия (решения), а также

послужившую для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы действия

(решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции

Конституционного Суда РФ; действия (решения), в отношении которых законодательством

предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об

ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о

различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему

усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в

порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан

рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано

или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с

жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, и надлежаще

уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту

нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех

месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в

удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения

месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный

ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к

гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и

свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности

соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод

гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности,

предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны

незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для

незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и

свобод, и т. д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в

удовлетворении жалобы.

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное

решение

. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным

относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить обжалуемое решение

вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного закона. Однако в установленных

законодательством случаях нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы

граждан, могут быть признаны судом недействительными, например, по обращениям в суд

прокурора, а также в соответствии со ст. 191—197, 239 ГПК РСФСР.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными

актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с

Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных

прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или

подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения,

признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим

из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами

определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании от-

каза в государственной регистрации самостоятельной предпринимательской деятельности

граждан и др.)

.

См. ГПК РФ// СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

См. Арбитражный Кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Уполномоченный по правам человека, как уже отмечено, рассматривает жалобы граждан

на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в которых усматривается

нарушение их прав. Порядок их разрешения специфичен. Он рассматривает жалобу только в

том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в

судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его

жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и

свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Установлены

реквизиты жалобы: она должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес;

изложение существа обжалуемых решений или действий; сопровождаться копиями решений,

принятых по жалобе.

Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению; разъяснить

заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по

существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Уполномоченный принимает

меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным

образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а также

некоторыми другими законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в этих случаях

имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо особенности в их

правовом статусе.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как

лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых,

юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-

процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об

административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими

особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц, и т. д. Как

исключение специальное право обжалования военнослужащих закреплено Законом РФ от 27

апреля 1993 г. о судебном обжаловании.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права.

Вместе с тем в его контексте также предусматривается специальное право на внесудебное и

судебное обжалование, например, постановлений о наложении административных взысканий.

Военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и

воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в

военный суд в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. о судебном

обжаловании.

Специальное право не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное

обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и

свобод.

Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 “О мерах по укреплению дисциплины в

системе государственной службы”

установлен специальный порядок рассмотрения сообщений,

опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов

исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать

не позднее трех дней сообщения о нарушениях подчиненными должностными лицами и

работниками указанных органов федеральных законов и указов Президента РФ, о

неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и вступивших в законную

силу решений судов.

1 Российская газета. 1996. 11 июня.

Ответ редакциям должен быть дан не позднее двух недель с момента опубликования

сообщений в средствах массовой информации. На федеральном уровне копии материалов

рассмотрения таких сообщений направляются в Главное контрольное управление Президента

РФ.

⇐ Предыдущая31323334353637383940

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-83008.html

Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса

Понятие и виды обращений граждан административное право

Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право каждого гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. И это право является одним из элементов административно-правового статуса гражданина.

Общественные отношения, связанные с реализацией гражданами России закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Причем этот же порядок распространяется и на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением прямо предусмотренных федеральным законом или международными договорами.

Обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления. Таким образом, закон подразделяет обращения граждан на следующие виды: предложение, заявление и жалобу.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов или иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод и конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения граждан по характеру их подачи подразделяются на устные и письменные.

Устные обращения принимаются в ходе личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то должностными лицами.

Информация об этом (часы приема и должности, фамилии и инициалы соответствующих должностных лиц) доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

устного обращения заносится в соответствующую карточку личного приема гражданина.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то с согласия гражданина ответ ему может быть дан тут же в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема.

В противном случае дается письменный ответ в установленном для этого порядке. Если в ходе личного приема гражданин «обратился не по адресу», то ему дается разъяснение: куда и в каком порядке ему следует обратиться по соответствующему поводу.

Письменные обращения подаются в орган или должностному лицу в ходе личного приема граждан либо направляются по информационным каналам связи.

4. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности.

Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, федеральными и иными законами (например, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»), указами Президента РФ (например, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и другими нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней.

Вместе с тем общими характерными чертами правового положения органов исполнительной власти являются:

а) подзаконный характер их деятельности;

б) наделение их правом распорядительства, издания подзаконных юридических актов нормативного и индивидуального характера;

в) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим органам в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих;

г) оперативная самостоятельность органов в пределах их компетенции.



Источник: https://infopedia.su/14x296.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.