Понятие и установление инвалидности

Правила признания лица инвалидом

Понятие и установление инвалидности

Время чтения: ~7 минут Светлана Поздникова 2624

У многих людей возникают вопросы, при каких заболеваниях лицам присваивается инвалидность, при каких нет. Порой при одинаковой патологии, в одном случае дают группу, в другом – нет. Данные ситуации регулируют правила признания лица инвалидом, которые четко прописаны в законодательстве РФ. Данному вопросу будет посвящена наша статья.

Общие правила

Федеральный закон, который защищает права инвалидов, являющихся гражданами России, определил порядок установления инвалидности. Больному присваивает статус «инвалида» федеральная государственная медико-социальная экспертиза в виде:

  • федерального бюро медицинско-социальной экспертизы;
  • главного бюро медицинско-социальной экспертизы;
  • медицинско-социальной экспертизы местного уровня, находящейся в районе, городе, которая считается филиалом главного бюро.

Признание человека инвалидом осуществляется в ходе МСЭК (медико-социальной экспертизы), на которой члены комиссии учитывают состояние больного, оценивая результаты клинических исследований, функциональной диагностики, бытовых условий, социальных, психологических возможностей, профессионально-трудовой деятельности. Для этого используются критерии, классификации, утвержденные Министерством здравоохранения.

МСЭК устанавливает, в какой степени наступило поражение организма пациента, насколько ограничилась его жизнедеятельность, оценивает реабилитационный потенциал.

Членам медицинской комиссии необходимо ознакомить лицо, претендующее на льготы, или его законного представителя с правилами, условием признания инвалидом.

Они обязаны дать разъяснения по вопросам, которые связаны с возможностью получения льгот.

На каких условиях гражданину присваивается статус инвалида

Медицинской комиссией учитываются условия признания лица инвалидом:

  • стойкое нарушение здоровья, расстройство функционирования органов и систем, которое обусловлено основным, профессиональным заболеванием, травмой, увечьем, дефектом;
  • наличие ограниченности жизнедеятельности, которая может быть частичной или полной. Возможность самообслуживания, самостоятельного передвижения, ориентирования, общения, контролирования собственного поведения, обучения, ведения трудовой деятельности;
  • наличие потребности в социальной защите, включая абилитационные и реабилитационные меры.

Основанием для признания больного инвалидом являются наличие всех пунктов. Если какого-то условия не достает, то ему не могут дать группу.

Исходя из того, насколько выражено расстройство функционирования организма, которое возникло на фоне болезни, травмы, человеку, признанному инвалидом, устанавливают 1, 2 или 3 группы.

Когда нарушение здоровья проявилось у несовершеннолетних детей, то им присваивается статус «ребенка-инвалида».

На какой срок устанавливается экспертиза

Медико-социальная экспертиза выписывает постановление на определенный срок. Далее больному необходимо пройти переосвидетельствование в соответствии с установленными сроками:

  • 1 группа присваивается на 2 года;
  • 2 группа – на 1 год;
  • 3 группа – на 1 год;
  • статус «ребенок-инвалид» устанавливается на один год, два года, пять лет, до достижения 14 лет, 18 лет.

Присвоение бессрочной группы инвалидности устанавливается исходя из перечня согласно основанию и приложению, которое описано в Федеральном законе.

Датой присвоения факта инвалидности считают день, когда в медицинско-социальное бюро поступило от гражданина заявление на проведение МСЭК.

Назначается группа до первого числа месяца, идущего за тем месяцем, на который назначается очередное переосвидетельствование.

Причины нетрудоспособности

На медицинско-социальной экспертизе членами комиссии выясняются причины, повлекшие за собой стойкое нарушение здоровья. Если выяснится, что данное состояние возникло в результате целенаправленных действий заявителя, то ему будет отказано в просьбе.

Инвалидность может быть признана исходя из следующих причин:

Понятие инвалидности

  • основного заболевания;
  • трудового увечья. В данный раздел входит не только травма, которая возникла на рабочем месте, но и на территории предприятия, на пути следования на работу и с работы домой;
  • профессиональная болезнь, сформированная в результате неблагоприятных условий труда;
  • инвалидность с раннего детского возраста;
  • инвалидность, которая связана с периодом ВОВ;
  • военные увечья;
  • болезнь, полученная во время несения воинской службы;
  • поражение, возникшее в результате работы на Чернобыльской АЭС;
  • болезни, имеющие связь с аварией на «Маяке»;
  • патологии, связанные с радиационными воздействиями;
  • бытовая травма.

Если у заявителя отсутствует документация, подтверждающая наличие болезни, связанной с профессиональной деятельностью, трудовой, военной травмой, то по законодательству РФ ему выставляется общее заболевание.

Больному оказывают содействие в получении необходимой документации. Когда в медицинско-социальное бюро приходят нужные документы, то фиксируется изменение причины, повлекшей стойкое нарушение здоровья со дня их предоставления.

При этом не требуется дополнительного осмотра человека.

Направление на МСЭК

Инвалидность дается МСЭК, на которую гражданина направляет медицинская организация.

На комиссии учитываются лечебные, диагностические, реабилитационные, абилитационные мероприятия, подтверждающие стойкое повреждение здоровья, вызванное заболеванием, травмированием.

Лечащий врач в направлении указывает информацию о состоянии больного, степени нарушения систем и органов, каковы компенсаторные возможности организма, результаты проведенной реабилитации.

К сведению: лечащим врачом дается направление на МСЭК, его форма утверждается Министерством труда.

Медицинская организация, которая направляет больного на комиссию, несет полную ответственность за надежность и полноту сведений, которые указываются в направлении.

Если по каким-либо причинам медицинское учреждение не дает направление пациенту, то он получает справку, которая является основанием для самостоятельного обращения в бюро.

Специалистами бюро проводится осмотр гражданина, по результатам которого лицу, признанному инвалидом, назначаются реабилитационные и абилитационные мероприятия.

Как проводится МСЭК

Проведение медико-социальной экспертизы проводят в бюро по месту проживания, нахождения больного. Если у заявителя и местного отдела наблюдаются разногласия, гражданину требуется специальный вид обследования, то он направляется в главное бюро. Федеральное бюро назначается в том случае, если пациент планирует обжаловать решение главного бюро.

Если у пациента нет возможности присутствовать лично на экспертизе, то бюро может проводиться в домашних условиях или стационаре, где он находится на лечении. Также имеется возможность проведения заочного обследования на основании заключения медицинского заведения. Кроме того, заочная экспертиза возможна при отсутствии положительного результата абилитационной, реабилитационной программы.

На решение о возможности заочного освидетельствования оказывают влияние проживание человека в труднодоступной местности, которая не оснащается регулярным транспортным сообщением, тяжелое состояние больного, которое препятствует транспортировке. В медико-социальное бюро направление подается в письменной форме с пакетом документов, которые подтверждают наличие нарушений здоровья.

Проведение медицинско-социальной экспертизы имеют за собой следующие цели:

  • определение группы;
  • установление статуса «ребенок-инвалид»;
  • определение причины, вызвавшей постоянное ухудшение здоровья;
  • обнаружение причины, которая вызвала нетрудоспособность;
  • определение срока нетрудоспособности;
  • установление степени утраты трудоспособности;
  • определение, насколько пациент нуждается в помощи третьих лиц;
  • разработка индивидуального реабилитационного, абилитационного плана;
  • выдачу копии справки, которая подтверждает факт нетрудоспособности.

Во время проведения МСЭК секретарь ведет протокол. В процедуре могут участвовать не только медицинские, социальные работники, но и специалисты по труду. Заявитель может вызвать для участия любого специалиста. Признавать ли пациента инвалидом или нет, принимается количеством профессионалов, которые проводят экспертизу и при неизбежности дают некоторые разъяснения.

По результату составляют акт, подписываемый руководителем бюро, заверяемый печатью. Заявитель имеет право познакомиться с актом.

В индивидуальную реабилитационную программу могут быть включены рекомендации о необходимой услуге или товаре.

В 2019 году произошли изменения правил, гражданам дана возможность воспользоваться Материнским капиталом для покрытия расходов на реабилитационные товары для детей-инвалидов.

Переосвидетельствование проводится, исходя из правил. При инвалидности первой группы – это раз в два года, второй и третьей группы – раз в год.

Если ранее была присвоена бессрочная группа, то комиссию могут провести по желанию заявителя, по направлению медицинского учреждения.

Возможно осуществление заблаговременного переосвидетельствования, но не ранее, чем за 8 недель до окончания срока нетрудоспособности.

В случае, если заявитель или его представитель не согласны с результатами местного бюро, он может подать письменное заявление в главное бюро на обжалование на протяжении 30 дней. У главного бюро есть месяц, чтобы провести повторное обследование и вынести решение.

Заболевания, при которых нетрудоспособность присваивается бессрочно

К заболеваниям, которые являются поводом для присвоения бессрочной группы относятся:

  • злокачественные опухолевые состояния с метастазами;
  • доброкачественные опухоли спинного, головного мозга неоперабельной формы;
  • оперативное состояние после удаления гортани;
  • слабоумие приобретенной или врожденной формы;
  • болезни ЦНС, характеризующиеся нарушением речи, зрения, движений;
  • нарушение глотательной функции;
  • полная потеря зрения;
  • слепоглухота;
  • полная глухота;
  • осложненный цирроз печени;
  • хроническая почечная недостаточность 3 степени;
  • свищи анального отверстия, мочевыделительного канала;
  • врожденная аномалия костной ткани, нарушающая опорную функцию;
  • последствия тяжелых травм спинного, головного мозга;
  • ампутирование конечностей.

Присвоение инвалидности производится приказом Федерального законодательства России, который точно определяет возможность и срок назначения группы.

Источник: https://invalidu.com/raznoe/pravila-priznaniya-lica-invalidom

Инвалидность. Инвалидность понятие, виды, порядок установления

Понятие и установление инвалидности

Подборка по базе: Особый порядок уголовного судопроизводства о применении принудит, Средства индивидуальной защиты от ОВ, их состав и порядок исполь, 14. Порядок оказания скорой медицинской помощи.

doc, «Рынок понятие, механизм функционирования, классификация» Терехо, Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплачен, _1 Порядок 08.08.2019.docx, Презентация Значение и порядок ведения кассовых операций .pptx, ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ 1.

«ТЕХНОЛОГИИ И РОЛЬ НКО В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Л, 1) Техническое задание понятие, особенности, позиции, включаемые, Лекция № 2 Порядок приема и регистрации рецептов на индивидуаль
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования

«Псковский государственный университет»

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

цикловая комиссия гуманитарных, правовых и экономических дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине (междисциплинарному курсу): Право социального обеспечения

Тема: «Инвалидность − понятие, виды, порядок установления»

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы 1332-02

Направления подготовки (специальности) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (на базе среднего общего образования)

Номер зачетной книжки:16133357

Романенко Э.Д

К защите допущена: ____________________ /___Лягина Е.В.______________________/ подпись преподавателя /расшифровка подписи/

_______________________ _/ __Лягина Е.В.______________________/ подпись преподавателя /расшифровка подписи/

Введение 3Глава 1. Инвалидность как социальная категория 51.1 Понятие инвалидности 51.2 Виды инвалидности 9Глава 2. Установление инвалидности 132.1 Порядок и условия признания лица инвалидом 132.2 Социальное обеспечение инвалидов 14Глоссарий 18Заключение 19Список использованных источников 22 В стране происходят коренные изменения в подходах к решению проблем и определению инвалидности в соответствии с международными нормами. На сегодняшний день инвалидами признаются не только лица, которые в свою очередь были сокращены или утратили трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения в жизни (передвижение, самообслуживание, общение, образование). Это повлекло за собой трансформацию государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку в реабилитации и экспертизы инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка для реабилитации и реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам.Главную роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что здоровье и судьбы сотен тысяч людей зависят от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от соблюдения и выполнения требований федерального законодательства и постановлений Министерства труда и Министерства здравоохранения, регламентирующие деятельность государственной службы медико-социальной службы и опыт реабилитации инвалидов.

В целом, за счет правильной организации работы специалистов в Бюро медико-социальной экспертизы, решение задач, с которыми сталкиваются государственные структуры, ответственные за социальную защиту и реабилитацию инвалидов зависит, и главный из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов 1.

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается очередное увеличение численности инвалидов.

Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Объект исследования: инвалидность.

Предмет исследования: порядок установления инвалидности.

Цельисследования: на базе изучения проблем и потребностей инвалидов молодого возраста в социальной интеграции, а кроме того проводимых государством мер в данной сфере, показать возможности и роль социальной работы в этом процессе.

В зависимости от цели, были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть основные понятия исследования;
  2. изучить виды инвалидности;
  3. проанализировать порядок и условия признания лица инвалидом;
  4. определить социальное обеспечение инвалидов

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; обобщение и изучение отечественной практики; анализ.Данное исследование инвалидности базируется на работе современных авторов. Так вопросы социализации и адаптации изучались такими учеными как С.К. Елеусизова, А.Я. Бурдяк, А.О. Тындик, Т.В. Корчагина; правовым основам изучения проблем инвалидов занимались К.Э. Сафронов, Е.Ю. Синельщикова, О.Н. Смолин, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов; вопросы трудоустройства инвалидов рассматривали Е.Н. Приступа, Н.В. Семикова, Т.А. Шишкина и др. Исторически понятия “инвалидность” и “инвалид” в России связаны с понятиями “нетрудоспособность” и “больной”. И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствованы из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы “здоровье-заболеваемость” (хотя, если быть точным, заболеваемость-это показатель нездоровья) и “больной-инвалид”.

Последствия таких подходов формируется иллюзия мнимого благополучия, в связи с тем, что относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы, чтобы найти истинного царевича роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.

Только после 1992 года, Россия перешла линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождается устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности2.

Специалисты долгое время рассматривали понятие “инвалидность”, основанное в основном на биологических предпосылках, оценивая его возникновение преимущественно как следствие неблагоприятного исхода лечения. В соответствии с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей медико-трудовых экспертных комиссий было определить, какой вид профессиональной деятельности деятельности человек не может выполнять, а какой может – определялся на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Термин ” недействительный” сузился до термина “неизлечимо больной”.

Таким образом, социальная роль человека в существующем правовом поле и более специфических экономических условиях отошла на второй план, а понятие “инвалид” не рассматривалось в качестве мультидисциплинарной реабилитации с использованием экономических, социальных, психологических, образовательных и других необходимых технологий.

С начала 1990-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи с непростой социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

И в то же время инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую жизнеспособность, моральную ценность общества и характеризует нарушение взаимоотношений между человеком и инвалидом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узко ведомственные плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства3.

В самом начале 90-х годов положение в сфере социальной политики, и в частности в сфере медицинского и социального обслуживания трудоспособного населения и инвалидов было более чем плачевное.

Поэтому необходимо было срочно сформировывать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция провозгласила, РФ, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую поддержку» (ст. 41).

Источник: https://topuch.ru/invalidnoste--ponyatie-vidi-poryadok-ustanovleniya/index.html

Понятие и установление инвалидности

Понятие и установление инвалидности

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Понятие и установление инвалидности

Оглавление

Введение

1. Условия установления инвалидности

2. Пенсии по инвалидности

3. Механизмы защиты прав инвалидов по российскому и международному законодательству

4. Ответственность за нарушение прав инвалидов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной».

И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье – заболеваемость» и «больной – инвалид».

Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.

Лишь после 1992 года в России возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность человек не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев.

Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права.

В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

1. Условия установления инвалидности

Признание лица (далее – гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условия признания гражданина инвалидом:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно названным нормативным актам, при установлении группы инвалидности учреждениями МСЭ принимаются во внимание 7 критериев ограничения способности жизнедеятельности, а именно: способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности контроля за своим поведением, способности к обучению, способности к трудовой деятельности.

Группа инвалидности органами Государственной службы МСЭ в каждом конкретном случае определяется по критерию, максимально нарушенному у данного больного. Причем ограничение способности к трудовой деятельности может быть выражено незначительно.

При освидетельствовании после 01.01.2004 г. могут быть установлены:

– при определении 1 группы инвалидности – III или II степень ограничения способности к трудовой деятельности;

– при определении 2 группы инвалидности – I, II или III степень ограничения способности к трудовой деятельности;

– при определении 3 группы инвалидности – I или 0 степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Таким образом, определенная группа инвалидности не является показателем соответствующей степени ограничения способности к трудовой деятельности.

2. Пенсии по инвалидности

Источник: https://revolution.allbest.ru/sociology/00428038_0.html

Курсовая работа: Порядок установления инвалидности. Реабилитация инвалидов

Понятие и установление инвалидности

Введение

1. Понятие инвалидности и ее причины

1.1. Понятие инвалидности

1.2. Причины инвалидности

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы

2.1. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы

2..2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы

2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы

2.4. Критерии определения групп инвалидности

3. Реабилитация инвалидов

3.1. Понятие реабилитации инвалидов

3.2. Решение проблем инвалидности в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения.

В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 г.

– более 9,6 миллиона инвалидов.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально – экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов.

Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами.

В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения).

Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников.

Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздрава и Минтруда, регламентирующих деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и службы реабилитации инвалидовзависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

Как видим, выбранная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество.

Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.

Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Предметом исследования является деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы.

Данная работа структурно состоит из трех взаимосвязанных глав, и для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: в первой главе необходимо дать понятие инвалидности и назвать причины, приводящие к инвалидности.

Во второй главе необходимо охарактеризовать задачи и организацию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; раскрыть классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, описать порядок проведения медико-социальной экспертизы, охарактеризовать критерии определения инвалидности.

В третье главе дать понятие реабилитации инвалидов и обозначить возможные пути решения проблемы инвалидности в нашей стране.

Как представляется, решение данных задач, позволит достичь указанных целей данной работы.

1. Понятие инвалидности и ее причины

1.1. Понятие инвалидности

Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной».

И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости.

Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной – инвалид».

Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных принц роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.

Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной».

Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

А вместе с тем, инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

В начале 90-х годов положение в области социальной политики, и в частности в области социального и медицинского обслуживания трудоспособного населения и инвалидов было более чем плачевное. Поэтому нужно было срочно создавать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция РФ, провозгласила, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41).

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[1] , а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно – гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно – диагностическую, реабилитационную, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-123691.html

Понятие инвалидности, порядок ее установления и группы инвалидности

Понятие и установление инвалидности

Пенсия по инвалидности является одним из видов пенсионного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1).

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

[122] К этим учреждениям относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда России, и главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти. Главные бюро имеют филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правительством РФ.[123] Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При проведении медико-социальной экспертизы признание лица инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Минздравсоцразвития России.

[124] В данных классификациях и критериях даются определения основных категорий жизнедеятельности, при ограничении которых устанавливается инвалидность.

Например, способность к самообслуживанию – это способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

По степени выраженности ограничения каждой категории жизнедеятельности имеют три степени. Так, ограничения способности к самообслуживанию выражаются в следующем:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория “ребенок-инвалид”.

I группа устанавливается при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности 3 степени, II группа – 2 степени, III группа – при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности (за исключением способности к трудовой деятельности) 1 степени.

Категория “ребенок-инвалид” устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности, которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория “ребенок-инвалид” устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. По общим правилам по истечении установленного срока производится переосвидетельствование инвалида.

Постановлением Правительства РФ установлены случаи, когда группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» до достижения лицом возраста 18 лет устанавливаются без указания срока переосвидетельствования.

[125] Например, без срока переосвидетельствования группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» устанавливаются не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Помимо группы инвалидности при признании лица инвалидом устанавливается также и причина инвалидности, которой может быть общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередного переосвидетельствования.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.[126]

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/35652.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.