Понятие и сущность земельного налога

Сущность и понятие земельного налога

Понятие и сущность земельного налога

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность и понятие земельного налога

2. Плательщики, объекты обложения, ставки, льготы

2.1 Налогоплательщики

2.2 Объект налогообложения

2.3 Налоговая база

2.4 Ставки земельного налога, налоговые льготы

3. Порядок расчета и сроки уплаты

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Установлены две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного изменения отношения к природным ресурсам, в первую очередь к земле.

Посредством налогового регулирования создаются условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования.

Основные цели введения платы за землю следующие:

– стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв;

– выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

– обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;

– формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий;

освоение и охрана земель.

Земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета.

Земельный налог в Российской Федерации является местным налогом и в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.

2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полностью подлежит зачислению в местные бюджеты (за исключением бюджетов внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При том, что в настоящее время в Российской Федерации установлены только два местных налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц, основной объем налоговых поступлений в местные бюджеты обеспечивается применением земельного налога, который является одним из весомых источников собственных доходов местных бюджетов. Именно от поступлений от земельного налога во многом зависит финансовая самостоятельность местного самоуправления, гарантии которой закреплены в ст. ст. 12, 130, 132 и 133 Конституции РФ.

f1.Сущность и понятие земельного налога

Земельный налог относится к числу местных налогов.

Правила его взимания регламентирует Налоговый кодекс РФ, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Однако НК РФ устанавливает лишь общие положения, обязательные к исполнению. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований не должны противоречить НК РФ.

В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления, материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Ст.3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях.

При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Земельный налог относится также к группе количественных налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить (ст. 17 НК РФ):

-обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения; земельный налог налогоплательщик льгота

-границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными элементами закона о налоге.

К ним относятся:

-налогоплательщик (субъект налога);

-объект налога;

-предмет налога;

-масштаб налога;

-метод учета налоговой базы;

-налоговый период;

-единица налогообложения;

-налоговая ставка и метод налогообложения;

-порядок исчисления налога;

-отчетный период;

-сроки уплаты налога;

-способы и порядок уплаты налога.

f2. Плательщики, объекты обложения, ставки, льготы

2.1 Налогоплательщики

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.

Организации – юридические лица, образованные в соответствие с законодательство Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате земельного налога по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г.

№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

-Собственности;

-Постоянного (бессрочного) пользования;

-Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

-Свидетельство о государственной регистрации прав;

-Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Источник: https://revolution.allbest.ru/finance/00400603_0.html

Земельный налог: понятие, объекты, налогоплательщики. Порядок исчисления земельного налога. Налоговая база

Понятие и сущность земельного налога

Земельный налог является одним из видов платежей за землю и взимается на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 N141 –ФЗ, которым введена в Налоговый кодекс глава 31 «Земельный налог».

Статья 388. Налогоплательщики

1.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения

1.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статья 390. Налоговая база

1.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4.

Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;

2) налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образовани

Источник: https://studopedia.ru/15_42420_zemelniy-nalog-ponyatie-ob-ekti-nalogoplatelshchiki-poryadok-ischisleniya-zemelnogo-naloga-nalogovaya-baza.html

Понятие, сущность и функции земельного налога

Понятие и сущность земельного налога

Собственник имущества, получая права владения, пользования и распоряжения им, приобретает и некоторые обязанности. Одной из них является обязанность платить налоги. Земельный налог установлен Налоговым кодексом РФ.

Налогом облагаются находящиеся у граждан земельные участки и их части, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок).

Назначение земли не имеет принципиального значения – налогом облагается и земля, используемая дачниками для садоводства-огородничества, а также фермерскими хозяйствами, и та, на которой стоят многоквартирные дома.

Так что же такое земельный налог? Итак, земельный налог – это определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.

Поступление земельного налога в бюджетную систему централизовано: в федеральный бюджет – 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 20%, в местные бюджеты – 50%. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:

финансирование предприятий и компенсацию затрат землепользователя по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель.

инженерное и социальное благоустройство территории.

Налогообложение земельных участков в Российской Федерации регулируется Законом РФ «Оплате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1, Инструкцией МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21 февраля 2000 года № 56, а также законами местных органов власти.

Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К налогоплательщикам относятся:

юридические лица (в том числе иностранные) и их структурные подразделения;

физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели).

Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Они, например, могут возводить на участке здания и сооружения. Однако ни землевладельцы, ни землепользователи распоряжаться землей не могут. Собственники земли – лица, которые имеют право и пользоваться, и распоряжаться землей: продавать, дарить ее либо оставлять в качестве наследства.

По общему правилу землевладелец уплачивает налог на землю самостоятельно, причем после того, как налоговая инспекция присылает уведомление.

Налоговое уведомление – содержащий расчет суммы налога и порядок его уплаты документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику.

Срок уплаты налога – это время, в течение которого налогоплательщик должен исполнить свою обязанность по внесению суммы обязательного платежа в бюджет государства.

Что будет, если землевладелец не заплатит земельный налог? В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях его оштрафуют на сумму в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если же он запоздает с уплатой налога, то на его сумму будут начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.

Сумму земельного налога рассчитывают, исходя из площади земельного участка, а точнее, налоговой базы. Налоговая база – характеристика объекта налогообложения, служащая основой для определения размера налога. Хочу заметить, что в облагаемую налогом площадь земельного участка включается земля, занятая строениями и сооружениями различного рода.

Сумма налога = площадь земельного участка в м2 • кадастровая стоимость1 м2 земли • ставка налога (площадь участка в сотках надо разделить на 100).

Рассмотрим ставки земельного налога. Ставка налога – это размер налога с единицы объекта налогообложения. Может быть плоской (одинаковой для всех объектов), прогрессивной (увеличиваться с ростом объекта налогообложения) или регрессивной (уменьшаться с ростом объекта налогообложения).

Ставки устанавливают в виде стабильных платежей в расчете на год. Поскольку земельный налог относится к числу местных, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены только его максимально возможные, предельные, ставки.

Поэтому для того, чтобы узнать ставку налога, действующего на территории, где расположен нужный участок, следует обратиться к местному законодательству.

Предельные ставки, закрепленные в ст.

394 НК РФ, составляют: • 0,3 % от кадастровой стоимости – для участка сельскохозяйственного назначения; занятого жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленного для жилищного строительства; а также выделенного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
• 1,5 % от кадастровой стоимости – для прочих земельных участков.

Органы местного самоуправления могут повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза. Одна из причин повышения ставки – благоприятные условия размещения земельных участков.

Кроме того, налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества на селе.

Увеличивается ставка налога и в том случае, если землевладелец длительно не использует свой земельный участок, либо использует его не по целевому назначению (в этом случае ставка удваивается).

Источник: https://poisk-ru.ru/s22150t8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.