Понятие и статус безработного

Обязанности безработного – 147 советов адвокатов и юристов

Понятие и статус безработного

Если человек устроится на работу, центр занятости узнает об этом от ПФР.

Когда срок выплаты пособия истекает, ЦЗН может назначить материальную помощь. Это решает инспектор, который занимается безработным. Порядок выплаты матпомощи регулирует Минтруд.

В некоторых регионах есть доплаты безработным. Например, в Москве для уволенных в 2020 году повышенное пособие составит 19 500 Р, а в Московской области — 15 000 Р.

См. также:

  • Как получить выплаты безработным из-за коронавируса в 2020 году
  • Пособие по безработице в 2020 году: размер, условия выплат
  • Среднестатистический безработный в России

Получить компенсацию расходов на переезд в другой город

Основание.Закон о занятости ст. 22.1, приказ Минтруда № 92н

Как это работает. Если в городе, где безработный стоит на учете, для него работы нет, ЦЗН может предложить ему вакансии из другого города. Если в результате безработный заключит трудовой договор, ЦЗН поможет с переездом.

За счет бюджета выплатят:

  1. Стоимость билетов гражданина и его семьи в новый город, перевозки багажа.
  2. Суточные за время поездки.
  3. Единовременное пособие.

Основные причины возникновения безработицы

Ситуация, когда определённая часть населения при всём желании и возможностях не может найти себе работу, вполне типична для рыночной экономики.

Полностью искоренить безработицу в таких условиях невозможно, однако бороться с ней необходимо, иначе её рост может привести к нежелательным последствиям. Рассмотрим, по каким причинам возникает безработица и что она провоцирует в обществе.

Причины:

  1. Научно-технический прогресс. По мере развития технологий появляется новое оборудование, многие процессы в котором, ранее выполнявшиеся человеком, теперь автоматизированы. В результате необходимость в дополнительных кадрах отпадает, и эти люди оказываются без работы.
  2. Демографические факторы. Если в стране наблюдается стремительный рост трудоспособного населения, рано или поздно он может привести к возникновению дефицита рабочих мест. Предложение от работодателей просто не будет поспевать за спросом.
  3. Сезонные колебания. Носят, как правило, временный характер, и имеют отношение только к определённым отраслям (сельское хозяйство, рыболовство, охота, некоторые виды строительных работ и т.д.). На подобных предприятиях периоды напряжённой работы сменяются резким сокращением деятельности, когда заканчивается сезон.
  4. Цикличность экономики. Если наблюдается экономический спад или даже кризис, некоторые работодатели вынужденно сокращают производство, из-за чего потребность в сотрудниках падает. Сюда же можно отнести низкую платежеспособность населения – обе причины зачастую провоцируют друг друга.
  5. Высокая оплата труда, требуемая профсоюзами или потенциальными сотрудниками. В этих условиях работодатель начинает соотносить свои возможные затраты и доход. Если результат получается неудовлетворительный, он может отказаться от найма рабочей силы в пользу оптимизации производственного процесса (в том числе посредством приобретения усовершенствованных машин и механизмов).
  6. Низкая оплата труда, предлагаемая соискателю. В этом случае человек, не желающий работать за бесценок, отказывается от вакансии и отправляется на поиски более выгодных условий. Они могут занять довольно продолжительное время, и в этот период соискатель будет иметь статус безработного.

Обязанности безработных

Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.

Обязанности безработных:

  1. Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время.
    Внимание

    Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.

  2. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.

  3. В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
  4. Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия.

Статус безработного и его право на пособие

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

Денежная сумма за раннее становление на учет беременным выплачивается, если он произошел до 12 недель беременности. Для начисления выплат необходимо предоставить справку с женской консультации.

Также у беременных есть право на пособие по безработице, как и у других членов населения, которые зарегистрировались в центре занятости. Его размер варьируется от 850 до 4900 рублей.

Пособие безработной по беременности и родам центр занятости не выплачивает.

Основные права и обязанности безработного

Как же быть с военнослужащими, уволенными из рядов вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, которым оклад по воинскому званию выплачивается в течение года после увольнения? В 1998 году были внесены изменения в статью 33 Закона о занятости, в соответствии с которыми пособие по безработице гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и признанным в установленном порядке безработными назначается с первого дня признания безработными.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста.

Инфо

Источник: https://za-nas-zakon.ru/lgoty/prava-i-obyazannosti-bezrabotnogo-2.html

Понятие безработного гражданина

Понятие и статус безработного

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет.

Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет.

Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст.

63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст.

5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым.

Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином.

Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458.

Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных.

Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия “первичная регистрация безработных граждан” напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы.

В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы.

К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.

Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ.

Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования.

Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду.

Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы.

Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию.

В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным.

В соответствии с названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФ трудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16 лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статуса безработного гражданина.

Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляют деятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии.

В связи с чем они не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа в признании гражданина безработным является получение им пенсии на основании федерального законодательства.

Получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст.

3 названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – отказ от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина также свидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство или обучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному праву обязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относятся его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службы занятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работы равнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтому использование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качестве безработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогда как неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина в качестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям.

В связи с чем неявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы как основание для отказа в его регистрации безработным вступает в противоречие с правовым понятием безработного гражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое не позволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного по формальным соображениям.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

Последним препятствием для признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным.

Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например, гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основании федерального законодательства. Данный факт исключает возможность признания гражданина безработным.

В связи с чем непредставление гражданином документа о получении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, что не позволяет признать его безработным.

Сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина.

Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации” исчерпывающим образом.

Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Источник: https://hr-portal.ru/article/ponyatie-bezrabotnogo-grazhdanina

Права безработного и его обязанности в 2020 году

Понятие и статус безработного

Последнее обновление: 13.02.2020

Юридическое определение безработному гражданину дает N1032-1 ФЗ с изменениями от 2019 года. Ст.

3 НПА устанавливает, что безработный – это гражданин, трудоспособный, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в Центре Занятости с целью получения подходящей работы.

Задачей официальной регистрации физического лица выступает получение пособия от государства на период времени, когда у человека нет работы. Но условием регистрации является готовность приступить к ней, а также наличие требуемого комплекта документов.

СПРАВКА: Статус трудоспособного приобретают только совершеннолетние. Пенсионеры не относятся к этой категории.

Готовность лица приступить к работе означает, что человек может немедленно начать трудиться, если ему предложили место трудовой деятельности, которое соответствует его профессиональным навыкам, условиям предыдущей работы (например, сохранился аналогичный уровень заработной платы). Работа, которая предложена, может носить не только постоянный, но и временный характер. 

Права и обязанности безработного возникают после признания человека в этом статусе официально.

Основные права

Права возникают у безработного только после признания его статуса. Человек обязан зарегистрироваться в Центре Занятости по месту жительства. С этого момента он наделяется правами:

  1. На безвозмездной основе пользоваться посредничеством Службы Занятости в вопросе поиска работы.
  2. Получать от сотрудников Центра Занятости информацию об имеющихся вакансиях.
  3. Направляться на курсы обучения от Службы Занятости на бесплатной основе.
  4. Принимать участие в общественных работах на добровольных началах. Они оплачиваются.
  5. Получать консультации от сотрудников Центра Занятости, касающиеся профессиональной ориентации с целью выбора сферы работы, дальнейшего устройства на место трудовой деятельности.
  6. Получать пособие от государства. Это деньги, которые выплачиваются по определенной схеме и поддерживают финансово человека на период безработицы.

Соискатель имеет право получать от Центра Занятости услуги на безвозмездной основе:

  1. Профессиональная подготовка.
  2. Поддержка соискателей психологического характера.
  3. Повышение квалификации.
  4. Переподготовка (профессиональная).

Кроме того, соискатель может ходатайствовать о содействии в организации собственного бизнеса. Речь идет о денежной сумме, выплачиваемой на становление предпринимательской деятельности в единовременном порядке.

Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит рассмотрение бизнес-плана, представленного соискателем.

Этим правом могут воспользоваться граждане, имеющие стаж работы, а также лица, только окончившие учебные заведения.

Особенности регистрации и постановки на учет

Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.

Для тех, кто работал:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом;
  • документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ об образовании;
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.

Подготовка к трудоустройству

Права и обязанности безработных граждан реализуются через подготовку к их устройству на место трудовой деятельности. Служба Занятости обязана предоставить человеку все возможности для устройства на работу. С этой целью гражданин может быть направлен на курсы обучения, переподготовку. Выбор профессии осуществляется человеком самостоятельно.

Какие гарантии есть у безработных

Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:

  1. Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
  2. Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
  3. Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
  4. Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
  5. Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
  6. Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
  7. Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.

Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера.

Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется.

Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/prava-bezrabotnogo/

Что дает статус безработного

Понятие и статус безработного

Роструд в конце прошлого года прогнозировал рост количества официально зарегистрированных безработных в связи с увеличением размера пособия, особенно для людей предпенсионного возраста.

Новый максимальный размер ежемесячного пособия по безработице — 8000 рублей, а минимальный — 1500 рублей.

Кроме того, введен особый максимальный размер пособия для тех, кому остается не больше пяти лет до достижения пенсионного возраста (для «предпенсионеров»). В 2019 году это мужчины от 55,5 года и женщины от 50,5 года.

Для них максимальное ежемесячное пособие по безработице — 11 280 рублей. Новые размеры утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375.

Пособие в максимальных размерах полагается далеко не всем безработным (есть дополнительные условия для его назначения), а минимальный размер вряд ли сам по себе может послужить стимулом для оформления статуса безработного. Однако за официальным статусом идут не только ради пособий, но и ради других мер поддержки.

Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.

Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.

Когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата и у него не получается найти новую работу, по предложению центра занятости ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года.

По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:

  • после увольнения человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось;
  • накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

Безработные имеют право получить в центре занятости направление на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда (ст. 12 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):

  • у человека нет никакой квалификации;
  • ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации;
  • нет работы, которая соответствует имеющейся квалификации, поэтому необходимо изменить профессию (род занятий);
  • утрачена способность выполнять работу по имеющейся квалификации.

Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.

Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.

Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям.

Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.

Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения.

Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р.

Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.

Тех, кто встает на учет в службу занятости в качестве безработного, закон о занятости населения делит на три группы.

К первой группе относятся те, кто еще не достиг предпенсионного возраста и:

  • в течение года до начала безработицы официально где-то работал в общей сложности не меньше 26 недель, причем был уволен не «по статье» (не за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия);
  • либо в течение года до начала безработицы был уволен с военной службы по призыву по окончании ее срока, а до того, как был призван на военную службу, где-то проработал не менее 26 недель.

В этом случае пособие платят максимум шесть месяцев в течение года. Формально размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы.

Но фактически применяется верхний предел — это и есть максимальный размер пособия. Проще говоря, даже если ваша официальная зарплата на последнем месте работы превышала 100 тыс.

рублей, максимальный размер пособия будет 8 тыс. рублей.

Ко второй группе относятся граждане предпенсионного возраста, которые в течение года до начала безработицы официально где-то работали в общей сложности не меньше 26 недель и были уволены не «по статье».

У них тоже размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы, но фактически применяется максимальный предел — 11 280 рублей.

Эта категория безработных может получать пособие максимум в течение 12 месяцев.

В некоторых случаях — даже дольше, но не более 24 месяцев суммарно в течение трех лет (только для предпенсионеров с большим страховым стажем: у женщин — от 20 лет, у мужчин — от 25 лет).

К третьей группе относятся все остальные случаи. Например, если вы ищете работу впервые или у вас перерыв в работе больше года, либо вы отработали в течение года меньше 26 недель или вас уволили «по статье». В подобных ситуациях даже предпенсионеры могут рассчитывать только на минимальный размер пособия — 1500 рублей.

Особая категория — люди, недавно уволенные по сокращению штата. Им важно встать на учет в качестве безработных в течение двух недель после увольнения. Тогда, если подходящая работа не найдется через два месяца, можно будет получить от бывшего работодателя третью выплату в размере среднего заработка, сверх двух уже полученных (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Чтобы получить пособие и другие меры поддержки для безработных, надо встать на учет в службу занятости. Это не трудно. Из документов понадобятся:

  • паспорт;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий (конечно, если вы когда-либо работали, а не ищете работу впервые);
  • документы об образовании и квалификации;
  • тем, кто потерял работу меньше года назад, — справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы;
  • тем, у кого есть инвалидность, — индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида с заключением о рекомендуемом характере и условиях труда.

Обращаться нужно в центр занятости, к которому вы относитесь по месту своей регистрации. Найти его адрес и контактные данные вашего центра можно на сайте Роструда.

После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.

Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу.

И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии.

И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.

Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.

А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.

Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.

Проще говоря, вам, возможно, придется реагировать на те варианты, на которые вы при обычном поиске работы по своим каналам не обратили бы внимания. Дело не в том, что у центров занятости не бывает хороших вакансий — вакансии вполне обычные. Проблема в том, что «подходящая работа» в понимании закона о занятости — совсем не то же самое, что считаете для себя подходящей работой вы сами.

Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.

Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).

Главное: не пытайтесь обмануть службу занятости. Безработным признается тот, у кого нет работы и заработка. Если выяснится, что вы работаете, пусть даже неофициально, и у вас есть доходы, например от фриланса, то выплаченное вам пособие взыщут назад и может дойти до уголовного дела за мошенничество (ст. 159.2 УК РФ) .

У центров занятости нет особенных вакансий, которых больше нигде не найдешь и нет «волшебных кнопок» для воздействия на потенциальных работодателей, чтобы те взяли именно вас.

Трудоустройство людей в возрасте и, наоборот, молодых без опыта работы для центра занятости — такая же трудная задача, как и для самих соискателей.

Центр занятости может стать одним из каналов поиска работы, но в любом случае залог успеха — ваша собственная активность в поиске.

Пожалуй, самое большое опасение, удерживающее тех, у кого не получается найти работу, от обращений в центры занятости — что человеку с высшим образованием и солидным опытом работы по его специальности будут предлагать вакансии, например дворника или уборщицы. Такое действительно может случиться, но лишь в определенных случаях.

Согласно статье 5 закона о занятости есть три критерия подходящей работы:

1. Работа соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы).

Этот критерий действует при условии, что вы встали на учет в течение 12 месяцев после последнего увольнения и уволили вас не «по статье» (то есть не за виновные нарушения).

Бывают ситуации, когда независимо от вашей квалификации и предыдущего опыта подходящей для вас будет считаться любая работа, в том числе общественная, не требующая предварительной подготовки.

В частности, так происходит, если у вас перерыв в работе уже больше года или вы были не наемным работником, а индивидуальным предпринимателем либо вас в течение последнего года больше одного раза увольняли за нарушения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Рассказывает Ольга Л.: «Я по образованию юрист, больше десяти лет работала в юрдепартаменте крупной компании. А потом засела дома с детьми на семь лет.

После этого найти работу самостоятельно я не смогла — к бывшим однокурсникам и коллегам за помощью обращаться стеснялась, а незнакомых работодателей смущало, что я давно не в теме, многие новшества прошли мимо меня, плюс возраст — 42 года. Но и, например, секретарем в районный суд за 18 тыс.

рублей, с нагрузкой с утра до ночи я не хотела, даже не открывала такие вакансии, когда искала работу сама. Ирония судьбы: когда я встала на учет в центре занятости, первое, что мне предложили, — как раз вакансия секретаря суда.

Другие вакансии по юридической специальности тоже были, но там знакомая история — работодателей не устраивал мой перерыв в опыте и, подозреваю, возраст. Всё это я уже и сама проходила. Тем, кто ищет работу после значительного перерыва, можно предлагать работу не по профилю, и очень скоро мне предложили поработать библиотекарем. Я отказалась, и на этом моя история с центром занятости закончилась. Работу я в итоге нашла сама».

2. Работа отвечает требованию транспортной доступности.

Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного центры занятости определяют с учетом развития сети общественного транспорта в конкретной местности. Если это полтора часа езды на общественном транспорте в одну сторону, то аргумент, что лично вы привыкли работать в шаговой доступности от дома, в расчет не принимается.

3. Работа предполагает заработок не ниже величины прожиточного минимума в вашем регионе.

Иными словами, нельзя отказываться от предлагаемой работы только потому, что зарплата там в разы меньше того уровня, к которому вы привыкли.

Получается, что официальный статус безработного может быть выгоден следующим категориям:

  • Тем, кого совсем недавно уволили по сокращению штата. Вовремя установленный безработный статус помогает получить средний заработок за третий месяц без работы.
  • Тем, кто остался без работы меньше года назад, проработал в течение последнего года не меньше 26 недель, при этом не был уволен за виновное поведение. Можно получить максимальный размер пособия и другие меры поддержки, не опасаясь, что вам будут предлагать неквалифицированный труд.
  • Тем, кто отчаялся найти работу по прежней специальности и хочет переучиться бесплатно.
  • Предпенсионерам, которые хотели бы воспользоваться возможностью уйти на пенсию раньше.

В остальных случаях лучше искать работу. Здесь вы найдете много советов, как это сделать. А здесь — советы по оформлению резюме.

Источник: https://hh.ru/article/23927

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.