Понятие чести и достоинства личности

Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Понятие чести и достоинства личности

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека.

Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь».

Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь — это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы.

Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого.

Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, общества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.

Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек.

Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность.

Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью.

В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены.

Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим».

«Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства, которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос[10]. Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества.

Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе.

Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях.

Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности.

Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции. Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И.

Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.

Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения.

Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж.

Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека».

Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений.

Доброе имя, честь человек должен завоевывать.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородствоэто нравственное величие человеческой личности. Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему согласно нравственным принципам.

Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь — это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства.

При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие.

При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни.

При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь.

При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь.

Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства.

Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак, исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга.

Если честь, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием.

Честь — это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.

[1] Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

[2] Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

[3] Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

[4] Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

[5] Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

[6] Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна.

Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета.

Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт).

Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

[7] Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень.

Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие.

Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

[8] Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

[9] В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания. В. Мейерхольд и Е.

Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в.

театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

[10] Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 4410; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-13022.html

Понятия чести и достоинства граждан в современном обществе

Понятие чести и достоинства личности

Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства.

Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е.

уважения ее прав, чести, достоинства.

Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами.
В словаре русского языка С.И.

Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе». Однако эти определения весьма условны.

Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.

Как считает М.Н. Малеина, честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П.

Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.

На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: «Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». По мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта.

Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, особенно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля («внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»).

Во-вторых, это общественная оценка личности («отражение качеств лица в общественном сознании»). Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная.

В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, «способность человека оценивать свои поступки… действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в… обществе моральными нормами, правилами и требованиями».

Приведенные суждения демонстрируют противопоставление двух подходов: понятие «честь» рассматривается как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка.

По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь — это и общественная оценка личности и в то же время осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка.

Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.

Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы.

Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.

Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Кроме этого, честь представляет собой и этическое благо, поскольку направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым доставляет ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде.

Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.

Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно.Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.

Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства.

Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный).

Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е.

связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.

Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства.

У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.

Вместе с тем тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реальность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей.

Основное различие этих понятий, на мой взгляд, заключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения личности со стороны общества как результат выполнения ею общепринятых нравственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения.

То есть «категория достоинства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести — с идеей общественного признания человека».Достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей психического склада.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе в понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Понятие «достоинство» рассматривают как внутреннюю самооценку личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

А.В.Шишенина

Источник: http://www.blog.servitutis.ru/?p=36

5. Честь и Достоинство человека

Понятие чести и достоинства личности

Категории Честьи Достоинствоотражают моральную ценность личностии представляют собой общественнуюи индивидуальную оценку нравственныхкачеств и поступков человека.Близкие по значению, они, однако, имеютважные смысловые различия.

Честькак моральный феномен есть внешнееобщественное признание поступковчеловека, его заслуг,проявляющееся в почитании, авторитете,славе. Поэтому чувство чести, внутреннеприсущее личности, связано со стремлениемдобиться высокой оценки со стороныокружающих, похвалы, известности.

Достоинство– это, во-первых, внутренняяуверенность в собственной ценности,чувство самоуважения, проявляющаяся всопротивлении любым попыткам посягнутьна свою индивидуальность и независимость.И, во-вторых, достоинство человека должнополучить общественное признание.

Общественное одобрениеприходит к человеку со стороны егосоциального окружения, поэтому честьвоздается ему в соответствии с оценкой,которую получают качества человека какпредставителя той или иной социальнойгруппы (класса, нации, сословия,коллектива).

Понятие достоинства болееуниверсально, оно подчеркивает значимостьличности как представителя человеческогорода. Чувство чести вызывает желаниевозвыситься в той социальной группе,от которой добиваешься почестей.

Чувствоже собственного достоинства основанона признании принципиального моральногоравенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинстваимеют свои исторические корни. Онинаполнялись конкретным содержанием взависимости от типа личности, присущеготой или иной нравственной системе, и отхарактера связи личности с общественнойсредой.

Чувство честивозникает в тех общественных укладах,где существуют строго фиксированныесоциальные различия,и общество напрямую заинтересовано вих сохранении. В архаическойкультуре «чужой»оценивался заведомо отрицательно,принадлежность же к «своим» давалачеловеку право добиваться высокогостатуса в среде соплеменников.

  Неравенство, а иерархия считалась основнымпринципом организации человеческогообщества, поэтому в древнем миредоминирующим оказывается понятие честикак возвышение в «своей» среде.

Чемболее жесткие формы имеет ранговаяструктура общества, чем выше и прочнеебарьеры, отделяющие одно сословие илислой от другого, тем большую роль в егонравах играет честь. Своего максимальногорасцвета честь достигает в феодализме.

Самыми характерными культурно-историческимифеноменами чести можно считать рыцарствов западноевропейском Средневековье,русское дворянство, сословие самураевв Японии и т. п. В полных своих формахчесть включает в себя посвящение идругие символические процедуры.

Понятие гражданскогодостоинства зарождаетсяв античную эпоху,сопровождавшуюся образованием государств.Однако оно не связывается  синдивидуальной самобытностью личности.

Ценность человека определяетсяисключительно его принадлежностью кгосударству. Причем понятие достоинстваотносилось только к свободным гражданам.

Раб не считался человеком и поэтому неимел ни человеческого, ни гражданскогодостоинства.

Новое время,сохраняя социальный смысл чести идостоинства, наполняет их, в отличие отСредневековья, личностным содержанием:все больше в их основу кладется несоциальный статус, а индивидуальноесамосознание личности, приводящее кпоявлению и развитию чувства собственногодостоинства и чести.

Идея равенствалюдей от природы стала основойпредставлений о том, что любой человек,в силу принадлежности к человеческомуроду, обладает неким абстрактнымдостоинством человека как такового.Достоинство понимается как неотъемлемыйатрибут человека, не требующийдополнительного признания со стороныобщества.

Подобное представление одостоинстве закрепляется в концепцииправ человека,принадлежащих каждому независимо отего расы, пола, возраста, социальногоположения.

Новое и Новейшее времявсе больше связывает понятия Чести иДостоинства с успехом: материальнымдостатком, престижем, положением вобществе, властью. Одним из сильнейшихстимулов стремления к власти, продвиженияпо социальной лестнице, достиженияуспеха становится честолюбие.

После победы Октябрьскойреволюции на долгие годы становитсянормой двойная моральпо отношению к чести и достоинству. Содной стороны, провозглашается всеобщееравенство, устраняющее зависимостьдостоинства граждан от их происхождения,материального или служебного положения.

С другой стороны, формально понимаемоеотношение к труду как «делу чести, славы,доблести и геройства» возвело напьедестал не только действительнозаслуженных людей, но и тех, чье достоинствозаключалось лишь в принадлежности кКомпартии.

Появляется так называемая«номенклатура» – особый класс должностныхлиц, которые требуют для себя всевозможные почести и привилегии не поличным заслугам, а по занимаемымдолжностям.

Итак, понятия чести идостоинства развивались в единстве ипараллельно друг другу. Однако междуними существуют различия, которыепредставляют большой интерес дляэтического анализа.

Честь и Достоинство– категориикомплементарные, т. е. они взаимопредполагаюти взаимодополняют друг друга.Так, если честь – это внешнее признаниеценности человека и внутреннее стремлениек нему, то достоинство – объективнаяценность личности, которая может и несопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинствочеловек обретает с момента появленияна свет, то честь приобретается им впроцессе всей его жизни. Разныеобстоятельства и сферы деятельностизаставляют говорить о чести не абстрактно,а применительно к конкретной ситуации.Поэтому можно говорить о профессиональной,семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честьюи достоинством существует определеннаясвязь и сложная взаимная согласованность.Потребность в чести, т. е. в признании,уважении, авторитете, обнаруживаетсяу тех, кто ценит свое достоинство.

Однакоэта зависимость не является прямопропорциональной. Нельзя сказать, чточем выше у человека чувство собственногодостоинства, тем больше у него развиточестолюбие. Человек гордый может бытьв то же время очень скромным.

Неоднозначностьвзаимообусловленности и взаимопротиворечивостичести и достоинства коренится в сложноститакого морально-психологическогоявления, как самооценка.

При адекватной(соответствующей) самооценке наблюдаетсягармоничное сочетание чести и достоинства.При высокой адекватной самооценкечеловек, сознающий свои достоинства,правомерно ждет от общества соответствующейоценки – чести. При низкой адекватнойсамооценке человек не испытываетразочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна,то при заниженной самооценке у человекаобычно развивается комплекс неполноценностии ориентация на незаметное место вжизни. В случае завышенной самооценкиразвивается претенциозность – ожиданиеи требование особого уважения и почетабез всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинстваосложняется еще и тем, что они могутбыть относительно независимыми другот друга. Это может проявляться, например,в том, что утрата чести не ведетавтоматически к утрате достоинства.Именно сохранение собственногодостоинства часто помогало и заставлялочеловека заботиться о возвращенииутраченной чести: доказательством своейневиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

Источник: https://studfile.net/preview/5373147/page:19/

Честь и достоинство как аксиологические категории

Понятие чести и достоинства личности

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

Честь и достоинство как аксиологические категории

                                                                                                               Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках.

Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования.

Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия. 

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S. 

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as “honor” and “dignity” in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources.

The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation.

The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и  достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия.

В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31].

Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство –  этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так,  толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести.

«Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447].

  Таким образом, в словаре  Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251].

Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815]  .

Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает  абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение:  «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И.

Кант, – само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей.

Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве  человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным.  Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как  «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122].   Свобода духа выступает здесь как объективное начало.

В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т.

Гоббс  говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека,  а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности.

Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К.

Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство.  Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и  честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом  внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также  Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит  Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также  Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение  внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция  понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение  в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка  личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

 -«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И.

Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя,  которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь  должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А.

Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и  половой чести,  также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей.

 В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах.

Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь.

Честь и достоинство являются теми этическими  категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. – М.: «Мысль».  Т. 4. Ч. II . 1783.-  544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI – XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. – С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, – 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
  2. Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
  3. Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. – M.: «Mysl’».  T. 4. Ch. II.-  544 s.
  4. Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
  6. Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.
  7. Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI – XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
  8. Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. – M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. – S.115 -169.
  9. Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo,  – 640 s.
  10. Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. – 52 s.

Источник: https://research-journal.org/philosophy/chest-i-dostoinstvo-kak-aksiologicheskie-kategorii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть