Понятие безработного гражданина

Понятие безработного гражданина

Понятие безработного гражданина

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок).

Формы занятости согласно ст.2 Закона о занятости:

– работа по трудовому договору, в том числе выполнение работы за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иная оплачиваемая работа (служба), включая сезонные, временные работы;

– индивидуальная предпринимательская деятельность;

– подсобные промыслы и реализация продукции по договорам;

– выполнение работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

– избрание, назначение или утверждение на оплачиваемую должность;

– прохождение военной службы, альтернативной гражданской службы, а также службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

– прохождение очного курса обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения. Однако правовому понятию занятости граждан соответствует деятельность обучающегося, который получает стипендию;

– временное отсутствие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

– учредители (участники) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В соответствии Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым.

В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Безработными не могут быть признаны граждане:

– не достигшие 16-летнего возраста;

– которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия;

– отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

– не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся для регистрации их в качестве безработных;

– осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

– представившие заведомо ложные сведения для признания их безработными;

– лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы органами службы занятости.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Признаки безработного:

1) трудоспособность гражданина, которая презюмируется по достижении возраста 16 лет

2) отсутствие работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Доказательством могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458.

4) готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.

Источник: https://studopedia.ru/2_124137_ponyatie-bezrabotnogo-grazhdanina.html

Безработный

Понятие безработного гражданина

Статья содержит следующие разделы:

  • Понятие и оформление статуса безработного.
  • Права и обязанности безработного.
  • Права безработного.
  • Обязанности безработного
  • Пособия для безработного.
  • Льготы и гарантии для безработного.
  • Ответственность безработного.
  • Виды ответственности безработного.
  • Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
  • Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится.

Понятие и оформление статуса безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.

Выделим эти признаки:

  • трудоспособный гражданин;
  • не имеет работы;
  • не имеет заработка;
  • зарегистрирован в органах занятости населения;
  • ищет работу;
  • готов приступить к работе.

При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.

Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:

  • Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
  • Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
  • Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
  • В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
  • В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.

Не признаётся безработным гражданин, который:

  • отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
  • при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
  • неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
  • неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
  • представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.

Права безработного

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации.

В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями».

Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Обязанности безработного

Безработный обязан в установленные сроки два раза в месяц отмечаться в центре занятости населения.

Безработный обязан рассматривать каждую вакансию, предложенную центром занятости. Отказ может быть только мотивированным.

Подобная обязанность порождает тотальные злоупотребления должностных лиц органов занятости населения, когда они предлагают явно неподходящие вакансии для безработного в целях получения двух отказов подряд и снятия безработного с учета.

Тем более, что изначально, ещё с момента зарождения органов занятости населения сложилась такая практика, что лучшие вакансии придерживаются «для своих». Такая порочная практика привела к тому, что некоторые непопулярные вакансии висят на бланках, выставленных в общем зале не то, что годами, а десятилетиями.

Мало, кто из безработных, знает о том, что в случае заболевания безработный обязан оформлять лист нетрудоспособности, именуемый в народе «больничным».

А должностные лица органов занятости населения никогда не информируют безработного о такой его обязанности.

Полагаю, что утаивание подобной информации также делается для того, чтобы в случае неявки безработного в установленный срок снять его с учета.

Вот таким образом и получаются в итоге уровень безработицы в 1,5-2,5%, когда реальный уровень безработицы в десятки раз выше.

Так как граждане уже лет десять в орган занятости населения обращаются, как правило, только в случае переезда в другую местность.

Проще зайти посмотреть вакансии в общем зале либо почитать вакансии в газете или интернете, чем сталкиваться с тотальной бюрократизацией института поиска работы.

Безработный обязан информировать орган занятости населения о потере права на получение пособия по безработице, в том числе в случаях переезда в другую местность.

В случае, если центр занятости населения всё-таки выдаёт свободные вакансии, то в течение трех дней приходить на переговоры с работодателем для трудоустройства. Неисполнение этой обязанности также может повлечь лишение статуса безработного.

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Источник: https://ConsJurist.ru/content/2132

14.Безработные граждане: понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным

Понятие безработного гражданина

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службызанятости в целях поиска подходящейработы, ищут работу и готовы приступитьк ней.

При этом не учитываются выплатывыходного пособия и сохраняемогосреднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы)независимо от их организационно – правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращениемчисленности или штата.

Порядокрегистрации безработных граждан определяется Правительством РоссийскойФедерации.

Порядокрегистрации безработных.Регистр. осущ.органами по вопросам занятости населения(ОЗН) по месту их прож. в след. послед.:1.первичная регистрац. 2.регистрация вцелях поиска подх. Работы. 3.регист. вкачест. безработных

Безработнымипризнаются:трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка.зарегистрированыв органах службы занятости в целяхпоиска подходящей работы, ищут работу,готовы приступить к работе

Подходящейсчитается такая работа, в т.ч. временногохарактера, которая соответствуетпрофессиональной пригодности работникас учетом уровня его профессиональнойподготовки, условиям последнего местаработы, состоянию здоровья, транспортнойдоступности рабочего места.

Подходящейне может считаться работа если: 1.связанас переменой места жительства без согласиягражданина 2.условия труда не соответствуютправилам и нормам по охране труда3.предлагаемый заработок ниже среднегозаработка гражданина по последнемуместу работы.

Этоположение не распространяется на граждансреднемесячный заработок которыхпревышал величину прожиточного минимуматрудоспособного населения в данномсубъекте РФ. В этом случае подходящейне может считаться работа, если заработокниже величины прожиточного минимума вданном субъекте РФ.

Регистрациябезработных граждан осуществляетсяорганами службы занятости по местужительства в следующей последовательности:

первичнаярегистрация безработных граждан– осуществляется в целях учета общейчисленности безработных граждан,обратившихся в органы службы занятостидля получения необходимой информациипо вопросам содействия занятости безпредъявления ими каких-либо документов.

регистрациябезработных в целях поиска подходящейработы– безработные граждане предоставляютпаспорт или иной документ, удостоверяющийличность, трудовую книжку, документы,предоставляющие трудовой стаж,удостоверяющие трудовую классификацию,справку о трудовом доходе, справку запоследние 3 месяца по последнему местуработы. Инвалиды в дополнение к этимдокументам предоставляют трудовуюрекомендацию, заключение о рекомендуемомхарактере и условиях труда илииндивидуальную программу реабилитацииинвалида. Иные граждане, имеющиеограничение трудовой деятельности посостоянию здоровья представляютсоответствующие документы. Органыслужбы занятости в течении 10 дней содня этой регистрации должны по возможностипредложить 2 варианта подходящей работы,включая работу временного характера,а впервые ищущему работу не имеющемупрофессию специальности – 2 вариантаполучения профессиональной подготовкиили оплачиваемой работы.

регистрацияграждан в качестве безработных– граждане предъявляют те же документы,что и на предыдущем этапе. Регистрациягражданина в качестве безработногоосуществляется на основании решенияоргана службы занятости о признаниигражданина безработным, принимаемогоне позднее 11 дней со дня его регистрациив целях поиска подходящей работы.

Безработнымине могут быть признаны граждане:

  1. не достигшие 16 лет;

  2. которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионном обеспечению;

  3. отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы

  4. не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы СЗ для предложения им подходящей работы

  5. осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы

  6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие не достоверные данные для признания их безработными.

Граждане,которым в установленном порядке отказанов признании их безработными имеют правона повторное обращение в органы СЗ черезодин месяц со дня отказа для решениявопроса о признании их безработными.

перерегистрациябезработных граждан – гражданепризнанные безработными обязаны в срокиустановленные органами СЗ, но не более2 раз в месяц проходить перерегистрацию.

15.Мерысоциально-правовой защиты временнонезанятых и безработных граждан.Социальная защита отдельных категорийнезанятых граждан.Государствогарантирует гражданам РФ, в т.ч. временнонезанятым, т.е. впервые ищущие работу,стремящиеся возобновить трудовуюдеятельность после длительно более 1года перерыва, уволенные с работы полюбым основаниям:

1.свободувыбора рода деятельности, профессии,специальности, выбора и характера труда(ст.37 КРФ, ст.12 закона «о занятости»)2.защиту от безработицы 3.бесплатноесодействие в подборе подходящей работыи трудоустройстве при посредничествеорганов СЗ 4.информирование о положениена рынке труда

Государствообеспечивает дополнительные гарантиикатегория граждан, особо нуждающихсяв социальной защите (молодежь, одинокиеи многодетные родители с несовершеннолетнимидетьми, инвалиды, лица предпенсионноговозраста, продолжительное время неимеющие работы, освобожденные изучреждений, исполняющих наказание,беженцы, вынужденные переселенцы,граждане уволенные с военной службы ичлены их семей) если они испытываюттрудности в поиске работы путем разработкии реализации программ содействиязанятости, создания дополнительныхрабочих мест, специализированныхорганизаций, организаций обучения поспециальным программам, квотированиемрабочих мест, компенсации затрат,предоставлением субсидий, налоговыхльгот работодателям, создающимдополнительные рабочие места для такихлиц.

16.Пособиепо безработице: назначение, размеры,периоды выплаты, прекращение иприостановление выплаты пособия.Пособиепо безработице выплачивается гражданам,признанным в установленном порядкебезработными. Решение о назначениипособия принимается одновременно срешением о признании гражданинабезработным.

Пособие начисляется спервого дня признания их безработнымиза исключением: гражданам уволенным изорганизации в связи с ликвидациейорганизацией либо сокращением численностиили штата работников и признаннымибезработными, но не трудоустроенным впериод в течении которого за ними попоследнему месту работы сохраняетсясредняя з/п, пособие по безработиценачисляется начиная с первого дня поистечении этого периода. Каждый периодвыплаты пособия по безработице не можетпревышать 12 месяцев в суммарном исчислениив течении 18 календарных месяцев, заисключением случаев предусмотренныхзаконом. Для граждан, впервые ищущихработу, стремящихся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более1 года) перерыва, уволенных за нарушениетрудовой дисциплины и др., каждый периодвыплаты пособия по безработицы не можетпревышать 6 месяцев в суммарном исчислениив течении 12 календарных месяцев.Безработные граждане не трудоустроенныепо истечении 1го периода выплаты пособияпо безработице имеют право на повторноеполучение пособия по безработице.Выплатапособия может быть приостановлена насрок до 3 месяцев в случаях:

  1. отказа в период безработицы от 2х вариантов подходящей работы

  2. явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения

  3. увольнения с последнего места работу за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия, отчисление с места обучения за виновные действия

  4. нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного

Источник: https://studfile.net/preview/5899773/page:8/

Подробно о правах и обязанностях безработных граждан

Понятие безработного гражданина

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/posobije-po-bezrabotice/prava-i-obyazannosti-bezrabotnyx.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.