Понятие безработного гражданина и дефиниция занятого гражданина

Понятие занятости. Занятые граждане. Безработные граждане

Понятие безработного гражданина и дефиниция занятого гражданина

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. [1 ст.1]

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ ;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее – индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций,являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. [1 ст.2]

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. [1 ст.3]

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности. [3 ]

У безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – координирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Поскольку безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи, с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан.

По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций.

Задача. Бухгалтер муниципального предприятия Петрова, 53 года, была уволена в связи с сокращением штатов. Через неделю после увольнения она обратилась в орган службы занятости населения в целях поиска работы. Петровой была предложена должность кассира в магазине.

Петрову эта работа не устраивала. Тогда ей предложили должность бухгалтера на фабрике, находившейся в пригородной зоне.

Петрова отказалась и от этой должности, сославшись на то, что по состоянию здоровья она не может каждый день ездить на электричке, и просила подыскать ей работу в пределах городской черты.

Поскольку других предложений от органа службы занятости не последовало, Петрова попросила выплачивать ей пособие по безработице. Но ей было отказано на том основании, что отказ гражданина от двух предложенных ему работ влечёт за собой отказ в выплате ему пособия по безработице.

Правомерны ли действия органа службы занятости?

Кто осуществляет контроль за соблюдением социальных гарантий в реализации законодательства о занятости населения?

Как должен быть решен вопрос в данном случае?

В данном случае действия службы занятости не правомерны, так как основываясь на законе о занятости населения, Статья 4. Подходящая и неподходящая работа:

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В данном случае оба предложения о работе не подходили гражданке Петровой не по профессиональной пригодности, не по месту расположения.

Поэтому отказ в выплате гражданке Петровой пособия по безработице органами службы занятости не правомерен.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Данном случае, вопрос должен быть решен следующим образом, после отказа гражданкой Петровой от данных предложений о работе (так как данные предложения не соответствуют по закону ее профессиональной пригодности и месту расположения) ей должно выплачиваться пособие по безработице, пока не найдется подходящее для нее предложение о работе.

Источник: https://studbooks.net/1100452/pravo/ponyatie_zanyatosti_zanyatye_grazhdane_bezrabotnye_grazhdane

Понятие, правовой статус и социальная поддержка безработного

Понятие безработного гражданина и дефиниция занятого гражданина

В каждом государстве кроме работающих граждан имеются и безработные. Существуют правовые акты, которые регулируют порядок, условия и выплаты, когда гражданину присваивается правовой статус безработного. Главным законом по данному вопросу является Закон о занятости.

Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 утверждены Правила постановки граждан на учет по безработице и помощи в поиске работы. После того как гражданин найдет работу, его снимают с учета. Органы, которые помогают гражданам в трудоустройстве и предоставляют информацию, называются службой занятости. Услуги данной службой предоставляются бесплатно.

Особенности признания гражданина безработным

Инвалиды признаются безработными в связи с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Определение 1

Безработными признаются лица, которые могут работать,но не имеющие работы, стоящие на учете на бирже труда и готовые сразу приступить к ней. Выше упомянутая служба оказывает им содействие в поиске работы.

Гражданам, попавшим под сокращения, увольнения с предприятий, например с военной службы, закрытие предприятия, не считаются выплаты выходного пособия и не сохраняется средняя зарплата.

Безработными не признаются граждане:

  • которым меньше шестнадцати лет;
  • получающие пенсию по старости, по выработанному стажу на госслужбе и досрочно ушедшие на пенсию;
  • которые в первые десять дней отказались два раза от предложенных вакансий, а люди, которые раньше не работали – от первой, люди без специальности, отказываются от работы, от профподготовки, в том числе от временной работы. Кроме этого, гражданину не могут предлагать одну и ту же работу дважды;
  • которые не явились в течении десяти дней для подбора работы, а также тех, кто не явился в срок, который установлен органами службы занятости регистрации безработных;
  • которых суд приговорил к отбыванию наказания либо к исправительным работам;
  • которые подают искаженные сведения о том, что он не имеет работы и заработка.

Порядок регистрации безработных граждан

Различают 4 вида регистрации граждан: первичный, регистрация при трудоустройстве, регистрация как безработных, перерегистрация.

https://www.youtube.com/watch?v=-E3h-ueIoFI

При первом обращении в органы биржи труда граждан знакомят с имеющимися вакансиями, рассказывают о предлагаемой заработной плате; предлагают пройти курсы по повышению квалификации; повторно регистрируют при необходимости; уведомляют о правах и обязанностях в данной области.

Оформлением безработного населения с целью поиска работы, занимается служба занятости по месту жительства. Оформление происходит в день обращения гражданина с нужными документами.

К этим документам относятся: удостоверение личности, трудовая книжка, справка о зарплате за последний квартал, а также удостоверение, подтверждающее проф квалификацию.

Инвалиды дополнительно предоставляют справку об рекомендуемой работе, либо индивидуальный процесс восстановления инвалида.

Биржа труда в течение десяти дней после оформления гражданина должна предложить как минимум две вакансии, в том числе и временную работу, а гражданину, который впервые обратился, два варианта обучения или работу временного характера. Гражданин имеет право заниматься поиском работы самостоятельно.

Временная работа также считается подходящей, если она подходит по профессии гражданину. Учитывается профподготовка, условия последнего места работы, состояние здоровья, расстояние до места работы.

Неподходящая работа – это работа, на которой зарплата ниже, чем гражданин получал последние три месяца на предыдущем месте; работа, где не регулируется соблюдение правил охраны труда; работа, связанная с переездом, если гражданин против.

Если гражданин получал зарплату выше прожиточного минимума, который назначен в данном субъекте Российской Федерации, то ему не имеют права предлагать работу с зарплатой меньше прожиточного минимума.

Граждане, заинтересованные в трудоустройстве, обязаны предоставить следующий перечень документов:

  • паспорт;
  • документы, которые подтверждают трудовой стаж;
  • диплом, удостоверение либо другой документ, который подтверждает профессионализм работника;
  • справка о средней зарплате за последний квартал с предыдущего места работы.

Если гражданина не признали безработным, он имеет право обратиться в службу занятости повторно через месяц для того, чтобы его признали безработным.

Каждые две недели гражданин, которого признали безработным, должен перерегистрироваться. Граждане, которые были признаны безработными, обязаны вовремя посещать органы службы занятости, оповещать о самостоятельном поиске работы.

Государство поддерживает безработных граждан (ст.28 Закон о занятости):

  • выплачиваются пособия по безработице, кроме того, когда безработный гражданин становится временно нетрудоспособным;
  • выплачивается стипендия, пока гражданин проходит обучение, переподготовку, также в период временной нетрудоспособности;
  • дается возможность работать на общественных работах, которые оплачиваются.

Общий трудовой стаж не прерывается пока безработный гражданин получает пособия по безработице, учится и получает стипендию, работает на общественных работах, во время отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы и т.д.

Пособие по безработице является главным видом материальной поддержки в период безработицы. Пособие начисляется со дня признания гражданина безработным. Лица, которые были сокращены с предприятия, уволены в связи с закрытием предприятия, начинают получать пособие по безработицы после выплаты им сохраняемой средней зарплаты.

Размер пособия по безработице гражданам, которые были уволены с военной службы, полиции, рассчитывается следующим образом: берется процент от средней зарплаты, которую работник получал последние 3 месяца на предыдущем месте работы. Работник должен был отработать не менее одного года на предыдущем месте работы.

В случае неполного рабочего дня делается пересчет на 26 недель полного рабочего дня.

Пособие по безработице начисляется:

  • в первом 12-месячном периоде выплаты:
    • первые 3 месяца – в размере 75% от средней зарплаты, рассчитанной за последние 26 недель по последнему месту работы (службы); далее 60% следующие 4 месяца;
    • далее выплачивается 45% от заработной платы, но выплаты не могут быть выше максимального и ниже минимального значения пособия по безработицы, которые увеличиваются на районный коэффициент;
  • во втором (12-месячном) периоде выплаты – выплачивается минимальное пособие по безработице, увеличенное на размер районного коэффициента.

Опиши задание

Размеры выплат по безработице (максимальные и минимальные) рассчитывает Правительство Российской Федерации. Например, в 2013 году максимальная выплата составляла 4900 рублей, минимальная 850 рублей в месяц. Оформление документов для получения пособий – довольно непростая процедура, в случае ее упрощения, людям, потерявшим работу, это пособие было бы значительной материальной поддержкой.

Минимальную сумму пособий по безработице получают следующие граждане:

  • ранее не работавшие;
  • решившие после длительного перерыва (более 12 месяцев) снова выйти на работу;
  • уволенные по статье;
  • которые работали менее 26 недель;
  • которых отчислили с учебы по собственной вине, если их направила служба занятости.

Замечание 1

Исключение составляют граждане, которые живут в условиях Крайнего Севера. Им пособия назначаются с учетом северного коэффициента. Также повышенный коэффициент выплачивают гражданам, которые подверглись облучению радиацией.

Безработный не может получать пособие больше 18 месяцев. Если в течении этого времени безработный не нашел подходящую работу, он имеет право на повторные выплаты пособия.

Встречаются случаи, когда не удается найти работу гражданам предпенсионного возраста, но уже имеющим необходимый стаж для выхода на пенсию по возрасту.

В этих случаях гражданин имеет право раньше выйти на пенсию, но до пенсии должно оставаться не более двух лет. Данные случаи регулируются законом о занятости РФ.

Служба занятости имеет право прекратить выплачивать пособие (ст. 35 Закон о занятости), либо сократить его или временно приостановить.

Пособие перестают выплачивать после снятия с учета гражданина, которого признали занятым. На это имеются следующие основания:

  • служба занятости направляет гражданина на обучение, повышение квалификации и т.д., где он получает стипендию;
  • если гражданин без уважительных причин не является в центр занятости, срок более месяца;
  • переезд гражданина в другой город, село и т.д.;
  • если гражданин пытается получить пособия нечестным путем;
  • если гражданина осудили на исправительные работы либо лишение свободы;
  • если гражданин стал получать пенсию, в том числе и досрочный выход на пенсию;
  • если гражданин отказывается более двух раз от предложенных вакансий, выплаты прекращаются на три месяца;
  • отказывается от обучения и общественных оплачиваемых работ;
  • граждане, ранее не работавшие и без профессии (специальности).

Пособия по безработице перестают выплачивать, если гражданин был призван на военные сборы, в связи с обучением переехал на новое местожительство и т.д. Если безработный гражданин вовремя, т.е.

в трехдневный срок, без уважительных причин, не явился к работодателю, чтобы обсудить условия трудоустройства, то размер пособия может уменьшиться на 25% на один месяц.

Также пособия могут быть уменьшены при отказе соискателя явиться в службу занятости без уважительных причин для того, чтобы получить направление на работу либо учебу. Органы службы занятости всегда предупреждают о том, что выплаты пособий прекращены, письменным уведомлением.

Граждане, которые больше не получают пособия, т.к. истек срок выплаты, имеют право на материальную помощь. Существует отдельная категория граждан, которым предоставляется первыми пройти профессиональное обучение — это инвалиды, семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, жены военнослужащих, сами военнослужащие, уволенные со службы, граждане, ранее не работавшие и т.д.

В данный период времени обучающимся выплачивается стипендия. Стипендия начисляется всем вышеперечисленным гражданам по такому же принципу, что и пособия по безработице.

К таким же гражданам относятся люди, которые не могут больше работать на прежней работе из-за травмы или заболевания.

В том случае, если обучающийся прогуливает занятия либо плохо учится, его стипендия может уменьшиться на 25% на месяц.

Замечание 2

Гражданам, которые ищут работу, могут предложить общественную оплачиваемую работу. Эта работа представляет собой социальный проект, организованный для дополнительной поддержки граждан, которым нужна работа (ст.24 Закон о занятости).

Порядок организации и проведения общественных работ

Трудоустройство на общественные работы регулируется Положением об организации общественных работ, которое утверждено постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875.

Органы исполнительной власти и самоуправления организуют данный вид работ, которые поддерживаются центрами занятости. Общественные работы представляют собой направления, где не требуются профессиональные навыки.

Например, помощь в уходе за детьми, престарелыми и инвалидами, стройка, ремонт различных коммуникаций и дорог, работы на полях, высадка растений, сборы грибов и ягод и т.д

Замечание 3

Деятельность, которая требует спецподготовки работников, не может относиться к общественным работам. Например, устранение аварийных, стихийных последствий, катастроф и других ЧП.

С безработными гражданами, которые хотят работать на общественных работах, подписывается срочный договор. Преимущество отдается лицам, которые стоят на учете биржи труда и не получают пособия по безработице.

Если лицо, подписавшее срочный договор, находит постоянную работу, то срочный договор расторгается. Оплачивается данная работа в соответствии с законодательством РФ. В период, когда безработные граждане работают на общественных работах, они также имеют право на получение выплат по безработице.

Исключением являются лица, которым временная работа подходит в качестве основной.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/trudovoe-pravo/ponjatie-i-sotsialnaja-podderzhka-bezrabotnogo/

Понятие занятости и безработного гражданина

Понятие безработного гражданина и дефиниция занятого гражданина

Закон о занятости населения закрепляет право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (часть 1 статьи 5).

Право на занятость следует рассматривать как сложное образование, состоящее из неразрывного единства нескольких элементов:

а) оно означает, что государство создает условия, в которых гражданин самостоятельно определяет сферу своей деятельности;

б) свобода выбора гражданином вида занятости не ограничивается;

в) гражданин, в предусмотренных Законом случаях, вправе требовать получения работы или содействия в получении работы через органы службы занятости.

Таким образом, право гражданина на занятость в общей форме можно определить как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признается занятым, а также право требовать в предусмотренных законом случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости.

Наука трудового права рассматривает занятость в двух аспектах.

В широком смысле занятость включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как правило, заработок (трудовой доход). В этом смысле в категорию занятости входит не только трудовая, но и иная деятельность (обучение в высшем учебном заведении и др.).

В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход.

Сюда следует относить только работу по трудовому договору на любых условиях, в том числе оплачиваемую работу, выполняемую на основании актов назначения, утверждения и избрания на должность, членство в производственном кооперативе и других хозяйственных объединениях, основанных на личном участии в труде, государственную службу и иную оплачиваемую работу.

Закон о занятости населения воспринял широкую трактовку занятости определив в статье 1, что занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая как правило, им заработок, трудовой доход.

Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три группы занятых граждан:

1) лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда. Сюда входят:

лица, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию;

лица, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;

лица, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющимся членами производственных кооперативов (артелей);

граждане избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, а также проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

2) занятые иными видами общественно полезной деятельности. К ним могут быть отнесены лица, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

3) лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона. К ним относятся:

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Классификации занятости.

Существует несколько классификаций занятости по различным основаниям.

1) Классификация занятости на основе полноты охвата трудоспособного населения в целом. При классификации занятости по этому основанию можно выделить:

а) полную занятость, то есть занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны;

б) неполную занятость – занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы[110].

2) Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную (частичную безработицу), и незанятость, также добровольную или вынужденную (полную безработицу)[111].

Понятие безработного.

Конвенция МОТ № 168 от 01.06.1988 «О содействии занятости и защите от безработицы» определяет безработного как лицо способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу.

В России законодательное определение понятия безработный, дается в статье 3 Закона о занятости населения, где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, из легального определения вытекает, что для признания гражданина безработным необходимо соблюдение нескольких обязательных условий.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным.

Закон о занятости населения устанавливает начальный «порог» трудоспособности в 16 лет. Именно с этого возраста, при наличии иных условий, гражданин может быть признан безработным. Указанный возраст, согласно статье 63 Трудового кодекса является, по общему правилу, моментом возникновения трудовой правоспособности работника.

Верхний предел трудоспособного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку с указанного возраста граждане Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию на общих основаниях согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ»[112]. В случае, если гражданину в соответствие с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости в более раннем возрасте, то с момента выплаты пенсии по старости гражданин не может быть признан безработным.

Во-вторых, гражданин для того, чтобы быть признанным безработным, не должен иметь работы и заработка.

Третьим признаком безработного является готовность приступить к подходящей работе. Юридически готовность работника приступить к подходящей работе подтверждается только тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ.

Четвертым признаком безработного является регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Последнее положение о размере среднего заработка не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Процедура регистрации гражданина

Источник: https://infopedia.su/14x271e.html

Глава 1. общее понятие безработного и его правовой статус

Понятие безработного гражданина и дефиниция занятого гражданина

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими факторами. Право на труд гражданам гарантировано Конституцией РФ, а именно- п. 3. Ст. 37. Однако, не все граждане, имеющие желание трудоустроиться, в силу тех или иных причин, могут это сделать.

В этой связи происходит рост числа безработных граждан, которые нуждаются в определенной поддержке государства. В связи с реструктуризацией экономики России, которая связана с развитием новых экономических отношений и включением новых предпринимательских структур, произошло массовое высвобождение работников и, соответственно, рост безработицы.

Это обуславливает большую зависимость от рыночной конъюктуры экономической устойчивости предприятий, и, соответственно, наличия и сохранности рабочих мест.

Таким образом, возрастает роль государственных учреждений, основной деятельностью которых является обеспечение социальной защищенности безработных граждан путем оказания им финансовой помощи и содействия их скорейшей занятости.

В первой половине 90-х годов на основе структур федеральной службы занятости была создана система пассивных мер помощи безработным и активных программ содействия занятости, финансируемая из государственного внебюджетного Фонда занятости населения.

Но в этот же период появились первые реальные признаки кризиса системы защиты от безработицы: устойчивый дефицит источника ее финансирования на региональном уровне (Государственного Фонда занятости населения РФ), нарастание задолженности по выплате пособий по безработице, сокращение охвата безработных услугами служб занятости. Изменение порядка финансирования социальной защиты безработных граждан с независимого внебюджетного фонда на государственное бюджетное финансирование нарушило законодательно провозглашенные принципы социального страхования по безработице на территории Российской Федерации.

Безработица как социально-экономический феномен является объектом государственного регулирования, осуществляемого посредством целенаправленной социальной политики. Система социальной защиты от безработицы возникла в России одновременно с официальным признанием безработицы как реально существующего явления.

Государство формализовало отношения, возникшие в связи с проблемой безработицы: приняло законодательную базу, регулирующую вопросы занятости и безработицы; создало Государственную службу занятости как сеть учреждений, в которые безработные могут обращаться за помощью; инициировало ряд программ по содействию занятости и т.д. Хочется прибегнуть к данным официальной статистики, которая гласит, что численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по РФ, составила на 1 января 2017 года 894,6 тыс. человек, что на 5,5% больше, чем на 1 декабря 2016 года (847,9 тыс. человек).

В декабре 2016 года численность зарегистрированных безработных снизилась в пяти регионах; осталась без изменений в Пензенской областях; увеличилась в 79 субъектах Российской Федерации.

При этом наибольшее увеличение этого показателя произошло в Сахалинской области (на 25,3%), Удмуртской Республике (на 17,6%), Республике Бурятия (на 16,3%), Астраханской области (на 14,3%), Иркутской области (на 13,7%), Камчатском крае (на 13,1%).

По состоянию на 1 января 2017 года уровень регистрируемой безработицы (по сравнению с данными на 1 декабря 2016 года) снизился в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, остался на прежнем уровне в 30 субъектах Российской Федерации, увеличился в 53 регионах.

Заметное снижение заявленной работодателями потребности в работниках в декабре 2016 года наблюдалось в Волгоградской области (на 34,3%), Красноярском крае (на 33,6%), Новосибирской области (на 26,6%), Сахалинской области (на 20,8%).

Численность граждан, нашедших работу в декабре, составила 143 тыс. 813 человек, что на 15,6% меньше, чем в ноябре 2016 года (170 тыс. 353 человека).

Ранее в исследовании портала Superjob отмечалось, что с 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации на 5% каждый год. Реальная безработица будет расти на эту же цифру. Таким образом, при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, до 20—25%.

Степень научной разработанности проблемы сводится к трудам таких авторов, как Н. Ф. Басовой, А. С Булатовой, Г. П. Журавлева, А. Я. Рыженкова и других.

Правовая база данной ВКР строится на использовании следующих документов: нормативных актов, соответствующих тематике проведенного исследования, а именно: Международных правовых актов, Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федеральный закон «О занятости», а также других нормативных актов.

Объект исследования: Граждане, имеющие статус безработного. Предмет исследования: Нормы законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие вопрос материальной поддержки граждан, имеющих статус безработного. Также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.

Цель исследования состоит в комплексном анализе правового регулирования способов материальной поддержки граждан, имеющих статус безработного.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, а именно:

· Определение понятия безработного и его правового статуса.

· Рассмотрение сути материальной поддержки граждан, имеющих статус безработного, а также ёё видов, порядка и условий оказания такой помощи гражданам, имеющим статус безработного.

· Проблемы, возникающие при оказании материальной помощи гражданам, имеющим статус безработного и способы их решения.

Структура работы: Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, четырех параграфов, списка источников и литературы.

Глава 1. общее понятие безработного и его правовой статус

Общее понятие безработного

Определение «безработный» сводится к следующему: Это человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам. Как определено законом, а именно- ст.

3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

В Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458 также внесен еще один критерий признания гражданина безработным —и это нетрудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости документов, в том числе- удостоверяющих личность гражданина, а это- паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.[4]

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.[4]

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.[4]

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы пришли к такому выводу, что меры материальной поддержки граждан, имеющих статус безработного, не совершенны.

Это связано с тем, что, решение о выплатах подобного рода принимаются органами социальной защиты, что является правом данного органа, а не обязанностью.

Конечно, в последние годы обращение в государственные службы по вопросу признания безработным, по вопросу получения материальной помощи в любом ее проявлении- стало несколько проще, в связи с тем, что все больше внедрены технологии дистанционного обращения, службы одного окна, где в значительно короткие сроки, по сравнению с предыдущими годами, могут решить все вопросы. Однако, это не искореняет того факта, что размеры данных выплат чрезмерно малы, они способны только в какой-то мере восполнить доходы безработного, который вряд ли сможет прожить на такое пособие долгое время. Также нелицеприятен тот факт, что размер минимальных и максимальных выплат не изменялся уже на протяжении нескольких лет, когда уровень заработных плат, цен, тарифов претерпел изменения.

В этой связи хотелось бы особо остро обозначить данную проблему и определить, что она требует серьезного внимания и решения на высоком уровне. Поддержка государства в материальном плане очень важна в тот момент, когда человек остался один на один со своей проблемой отсутствия работы.

Отдельно хотелось бы отметить, что необходимы дополнительные меры для выявления граждан, которые путем фальсификации и введения в заблуждение органов социальной защиты, идут на получение и пособия, и к примеру- зарплаты.

Эти меры должны носить характер мгновенного реагирования и выявления таких лиц.

В связи с тем, что на выявление таких граждан уходит большое количество времени, а зачастую- система выявления оставляет желать лучшего- государство продолжает и продолжает выплачивать денежные средства гражданам, которые- по сути- не нуждаются в ней и более того- не имеют права на эти выплаты.

В ходе работы был проведен анализ источников и литературы по проблематике темы. Задачи, поставленные в ходе исследования рассмотрены, цель достигнута.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Источник: https://zdamsam.ru/b52880.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.