Понятие безработного его основные права и обязанности

Содержание

Понятие безработного его основные права и обязанности

Понятие безработного его основные права и обязанности

В Российской Федерации существует проблема безработицы. И в данной области применяются все возможные опции по регулированию. Поскольку только так можно разобраться с причиной возникновения этого явления и способствовать его устранению.

Правовой статус безработного в России в 2019 году имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать тому, у кого временно нет рабочего места. Иначе его права будут ограничены, и он не сможет получить ряд социальных пособий.

Основные аспекты

особенность работы с безработными состоит в постановке их на учет. Государство стремится контролировать данный момент. И для этого существует отдельная организация — Центр занятости населения.

В этом учреждении ведется учет всех безработных, которые обращаются за помощью. Здесь можно получить социальную поддержку и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Также действуют программы самозанятости.

Но если не подавать документы на учет в этой организации государственного образца, то помощь не предусматривается.

И через определенный период времени гражданин теряет возможность официально иметь статус безработного даже после обращения в Центр занятости. Поэтому лучше сразу встать на учет и искать подходящее место труда официально.

Определение понятий

При разборе правовой составляющей этой темы следует понимать основной лексикон:

ТерминОбозначение
БезработныйГражданин, который не имеет места труда и официально получил статус в контролирующем органе
ПособиеГосударственная помощь, которая выражается в денежном виде и предназначена для нуждающихся категорий граждан
СубсидииВыплаты, чаще всего в безналичном виде, которые позволяют реализовать проекты и покрыть часть стоимости предмета или услуги. Предоставляется за счет средств государственного или местного бюджетов — в зависимости от субсидиарной программы
СпециальностьПринадлежность рабочего гражданина к определенной профессии, по которой он получил специальное образование в среднем специальном или высшем образовательном учреждении

Кто может быть признан

Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного официального дохода.

В Российской Федерации стать на биржу труда может только человек, который имеет гражданство страны. Но все же есть несколько особенностей, которые нужно учесть.

Поскольку статус безработного получают те, кто изначально обратились в Центр занятости населения и в течение 10 календарных дней не смогли получить новое место труда. Только по истечению данного периода времени можно рассчитывать на оформление и постановку на учет в ЦЗ.

Специфика трудового законодательства России предусматривает и перечень тех лиц, которые не могут оформиться в качестве безработного:

Возраст составляет менее 16 летТолько после достижения такого возраста можно рассчитывать на постановку на учет безработных. Поскольку с более раннего возраста трудоустройство не считается необходимым. При этом в среднем в таком возрасте граждане оканчивают школу и могут поступать на работу низкой квалификации
Пенсионный возрастПо достижению данного показателя — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С этого момента трудоустройство также не является необходимостью. И гражданин может претендовать на совершенно иной перечень государственных социальных пособий и льгот
В первые 10 дней гражданин отказался от предложенных вакансий более двух разОбязательным условием становится отказ именно от тех видов работ, которые соответствуют специальности и квалификации человека. Нельзя отказываться даже от временного места работы
Люди без стажа работыКоторые более двух раз отказались от повышения квалификации, которая бы привела к гарантированному трудоустройству
Отсутствие безработного в Центре занятости в указанный срокТакже может стать причиной для лишения статуса. Поскольку постановка на учет безработных предусматривает постоянное посещение данной организации
В ходе постановки на учет также требуется прийти в указанные сроки в организацию с пакетом бумагСделать это нужно в соответствии с правилами. Иначе статус безработного не предоставят
Пакет документов неполныйИли же предоставленные бумаги не соответствуют действительности
Имеющий работу и доходК примеру, когда гражданин работает по гражданско-правовому соглашению и об этом узнали сотрудники ЦЗ

Правовой статус безработного в Трудовом кодексе

В этом законодательном документе России нет определения статуса безработного — поскольку для этих целей существуют другие нормативно-правовые акты. В ТК РФ следует обратить внимание на статью 63. В этой части закона говорится о возрасте, с которого гражданам страны разрешается заключать трудовые соглашения.

https://www..com/watch?v=6U_ldjyot-M

Именно посредством соответствия данной статье и принимается решение о постановке человека на учет безработных. Поскольку начальный возраст составляет 16 лет. В более раннем возрасте за гражданина решение принимают его родители, которые и несут ответственность за ребенка.

Однако согласно статье 5 этого же кодекса, гражданин младше указанного возраста может требовать признать его безработным официально. Но для этого он должен предоставить подтверждение особых обстоятельств, которые будут влиять на решение службы занятости.

Законодательная база

Больше всего сведений о статусе безработного находится в Законе Российской Федерации №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”:

В статье 3Указан порядок оформления статуса безработного и условия для проведения данной процедуры
Статьей 4Регулируется схема определения подходящей и неподходящей работы для разных категорий граждан
В пункте 4Этой статьи указана невозможность предлагать работу, которая связана с переездом в другой населенной пункт без согласия на это гражданина
Главой триГосударство обеспечивает трудовые гарантии для всех граждан страны

гарантии социальной поддержки безработных

Что необходимо знать

Статус безработного предоставляет гражданину большое количество прав. Он может рассчитывать:

На финансовую поддержкуДо получения рабочего места
ОбучениеВ рамках Центра занятости для получения квалификации или ее повышения — на бесплатной основе
Предоставление помощи в открытии собственного делаКак в материальном плане, так и в форме обучения

В любом случае гражданину нужно обратиться за оформлением статуса, поскольку именно Центр занятости обладает возможностью быстрого поиска вакансий.

Работодатели напрямую обращаются к данному органу в ходе поиска рабочей силы. И здесь могут помочь как найти вакансию, так и подготовиться к собеседованию. Образец анкеты-заявления о предоставлении гражданину государственной услуги в поиске подходящей работы можно скачать здесь .

Перечень гарантии от государства

Основная помощь касается:

Денежных выплатОни основываются на заработке гражданина
Поиске вакансииВ соответствии со специальностью
Дополнительные гарантии
  • предоставление возможностей прямого обучения;
  • медицинские льготы и консультативная помощь

Этот перечень может дополняться другими возможностями, которые позволяют облегчить материальное положение безработного и помочь ему найти новое место труда для самообеспечения.

условия назначения выплаты безработным

Пособие

Начисление денежных выплат имеет следующий минимальный размер:

3 месяца75% от предыдущего дохода
Следующие 4 месНе более 60% от среднего заработка
По последнему сроку в 5 месяцевПлатят 45%.

Государством установлен и минимальный показатель по выплате — в 850 рублей ежемесячно. Если в регионе проживания есть районный коэффициент прожиточного минимума, то сумма будет немного увеличена. Например, такое правило осуществляется на Крайнем Севере — там показатели самые высокие.

Бесплатное обучение

Данный вид поддержки осуществляется в таких формах:

  • обучение по востребованным на рынке специальностям;
  • за все курсы будет вносить оплату государство;
  • есть шанс как повысить собственную квалификацию, так и обрести новую профессию;
  • в случае хорошего обучения граждане награждаются стипендиальной поддержкой.

После того, как будет пройдено обучение, Центр занятости выдает гражданину направление на место труда и отказаться от него нельзя.

Другая помощь

Кроме основных направлений помощи действуют и такие:

  • бесплатное медицинское обследование перед тем, как поступить на работу — действует только в государственных учреждениях;
  • при наличии вакансий соответствующего характера гражданина будут уведомлять;
  • проводятся встречи с работодателем, проводятся консультации по поиску рабочего места;
  • Центр занятости обязан выдавать справки для получения социальных пособий и других операций.

Источник: https://advokat144.com/ponyatie-bezrabotnogo-ego-osnovnye-prava-i-obyazannosti/

Подробно о правах и обязанностях безработных граждан

Понятие безработного его основные права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/posobije-po-bezrabotice/prava-i-obyazannosti-bezrabotnyx.html

1.2 Основные права и обязанности безработного

Понятие безработного его основные права и обязанности

Безработному,как и любому другому гражданину,Российской Федерации принадлежат многиеправа. Знание своих прав позволитбезработному вести поиск работы ирегулировать его трудовой статус всоответствие с его интересами.

Однимиз помощников в поиске работы, к которымможет обратиться безработный бесплатно,является служба занятости.

Безработнымнеобходимо иметь в виду, что обратитьсяв службу занятости для поиска работыим можно всегда, это абсолютно не связанос наличием у них опыта работы, а так жене зависит это и от того, уволился либезработный по собственному желаниюили его уволил работодатель по своейинициативе.

Контактируясо службой занятости,безработный имеет право на:

  • консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
  • самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);
  • заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
  • оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);
  • выплату пособия по безработице;
  • выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработномунемало важно знать, что если он какбезработный утратил право на получениепособия по безработице из-за истечениясроков его выплаты, а также еслибезработный проходит профессиональнуюподготовку, переподготовку, повышениеквалификации по направлению органаслужбы занятости, то органом службызанятости ему можетоказываться материальная помощь.

Подготовка,переподготовка, повышение квалификациивозможны, если безработный:

  • не имеет профессии (специальности);
  • не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;
  • ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;
  • больше не может работать по прежней профессии.

Профессиональнаяконсультация предполагает, чтобезработному окажут помощь впрофессиональном самоопределении –то есть, помогут выбрать свойпрофессиональный путь с учетом егопсихологических особенностей ивозможностей, а также с учетом потребностейобщества в работниках определеннойсферы деятельности.

Профессиональноеобучение безработных граждан можетосуществляться в следующих вариантах:

  • профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;
  • переподготовка для приобретения новых профессий;
  • обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;
  • повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;
  • повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;
  • стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

Вприоритетном порядке пройти профессиональноеобучение могут:

  1. 1) инвалиды;

  2. 2) безработные по истечении шестимесячного периода безработицы;

  3. 3) граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) таких граждан и военнослужащих;

  4. 4) выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работы (раньше не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Дляпрохождения обучения служба занятостидолжна заключить с безработным договор,на основании которого безработномубудет выдано направление на обучение.

Напериод профессионального обучениябезработным гарантируется бесплатноемедицинское обслуживание и медицинскиеосмотры, бесплатное обучение, выплатастипендии, в том числе, за период еговременной нетрудоспособности.

Онможет получать по месту прохожденияпроизводственного обучения и заработнуюплату за самостоятельно изготовленнуюим продукцию, которая не влияет на размерполучаемой его стипендии.

Прижелании безработный может сочетатьобучение с выполнением оплачиваемыхобщественных работ на основании срочноготрудового договора.

Статусбезработного: его обязанности:

Еслигражданина признали безработным, то онобязан соблюдать порядок и условиярегистрации и перерегистрации.

Напомню,что он должен проходить перерегистрациюв органе службы занятости по местужительства в установленный этим органомсрок, но нереже двух раз в месяц,если служба занятости в письменном видене разрешит ему приходить нереже одного раза в месяц.безработныйстатус гарантия пособие государственный

Впротивном случае его могут лишитьстатуса безработного.

Второйважной обязанностью является предоставлениедостоверныхсведений.

Необходимознать, что:еслигражданин трудоустроился, но продолжаетинформировать службу занятости о том,что он является безработным, чтобыполучать пособие и фактически получаетего, то гражданина могут уличить вмошенничестве и инициировать уголовноепреследование.7

Источник: https://studfile.net/preview/3220942/page:3/

Понятие безработного

Понятие безработного его основные права и обязанности

Понятие безработного. Порядок и условия признания граждан безработными. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы (правовые критерии).

На основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, добавлен ещё один критерий признания гражданина безработным, помимо перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст.

9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст.

12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного в некоторых случаях должна определяться органами службы занятости с учетом проезда общественного транспорта в соответствующей местности (п. 2 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Подходящей работой согласно действующему законодательству считается оплачиваемая работа, которая может быть временной или носить общественный характер, работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, работа, отвечающая требованиям трудового законодательства. Такая работа считается подходящей именно для граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более восемнадцати месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Источник: https://juristic.pro/trudovoe-pravo/ponyatie-bezrabotnogo-poryadok-i-usloviya-priznaniya-grazhdan-bezrabotnymi-pravovoj-status-bezrabotnogo-ponyatie-podxodyashhej-raboty-pravovye-kriterii.html

Права безработного и его обязанности в 2020 году

Понятие безработного его основные права и обязанности

Последнее обновление: 13.02.2020

Юридическое определение безработному гражданину дает N1032-1 ФЗ с изменениями от 2019 года. Ст.

3 НПА устанавливает, что безработный – это гражданин, трудоспособный, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в Центре Занятости с целью получения подходящей работы.

Задачей официальной регистрации физического лица выступает получение пособия от государства на период времени, когда у человека нет работы. Но условием регистрации является готовность приступить к ней, а также наличие требуемого комплекта документов.

СПРАВКА: Статус трудоспособного приобретают только совершеннолетние. Пенсионеры не относятся к этой категории.

Готовность лица приступить к работе означает, что человек может немедленно начать трудиться, если ему предложили место трудовой деятельности, которое соответствует его профессиональным навыкам, условиям предыдущей работы (например, сохранился аналогичный уровень заработной платы). Работа, которая предложена, может носить не только постоянный, но и временный характер. 

Права и обязанности безработного возникают после признания человека в этом статусе официально.

Основные права

Права возникают у безработного только после признания его статуса. Человек обязан зарегистрироваться в Центре Занятости по месту жительства. С этого момента он наделяется правами:

  1. На безвозмездной основе пользоваться посредничеством Службы Занятости в вопросе поиска работы.
  2. Получать от сотрудников Центра Занятости информацию об имеющихся вакансиях.
  3. Направляться на курсы обучения от Службы Занятости на бесплатной основе.
  4. Принимать участие в общественных работах на добровольных началах. Они оплачиваются.
  5. Получать консультации от сотрудников Центра Занятости, касающиеся профессиональной ориентации с целью выбора сферы работы, дальнейшего устройства на место трудовой деятельности.
  6. Получать пособие от государства. Это деньги, которые выплачиваются по определенной схеме и поддерживают финансово человека на период безработицы.

Соискатель имеет право получать от Центра Занятости услуги на безвозмездной основе:

  1. Профессиональная подготовка.
  2. Поддержка соискателей психологического характера.
  3. Повышение квалификации.
  4. Переподготовка (профессиональная).

Кроме того, соискатель может ходатайствовать о содействии в организации собственного бизнеса. Речь идет о денежной сумме, выплачиваемой на становление предпринимательской деятельности в единовременном порядке.

Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит рассмотрение бизнес-плана, представленного соискателем.

Этим правом могут воспользоваться граждане, имеющие стаж работы, а также лица, только окончившие учебные заведения.

Обязанности безработных

Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.

Обязанности безработных:

  1. Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время. Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
  2. Активно искать работу. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
  3. В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
  4. Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия. Например, это может быть переезд в другое место. А также выход на заслуженный отдых, самостоятельное устройство на работу.
  5. Приходить на переговоры с работодателем, если Служба Занятости выдаст свободные вакансии. На это отводится три дня. Если соискатель не придет на собеседование, это может быть рассмотрено в качестве нарушения.

ВАЖНО: несоблюдение обязанностей приводит к ответственности.

Особенности регистрации и постановки на учет

Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.

Для тех, кто работал:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом;
  • документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ об образовании;
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.

Подготовка к трудоустройству

Права и обязанности безработных граждан реализуются через подготовку к их устройству на место трудовой деятельности. Служба Занятости обязана предоставить человеку все возможности для устройства на работу. С этой целью гражданин может быть направлен на курсы обучения, переподготовку. Выбор профессии осуществляется человеком самостоятельно.

Какие гарантии есть у безработных

Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:

  1. Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
  2. Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
  3. Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
  4. Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
  5. Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
  6. Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
  7. Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.

Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера.

Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется.

Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/prava-bezrabotnogo/

Правовое регулирование экономических отношений

Понятие безработного его основные права и обязанности

⇐ Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день.

Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы.

Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан.

Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный.

(Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице.

Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Источник: https://isfic.info/ecos/scas25.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.